Защита прав потребителей

Спешим медленно

«Послевкусие праздника» порой омрачают сделанные наспех покупки. Как быть, если товар не подходит? Как вернуть потраченные деньги, сэкономив нервы и время?

Будьте  недоверчивы. Вопреки распространенному мнению о праве потребителя в любом случае возвратить любой качественный, но не понравившийся товар и получить за него деньги, пункт 1  статьи 25 Закона о защите прав потребителей дает лишь право обменять непродовольственный товар надлежащего качества, не относящийся к перечню товаров, не подлежащих такому обмену, на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. И только в случае, если подходящего товара не окажется,  у потребителя возникает право, вернув товар,  в течение трех дней со дня возврата получить за него уплаченные деньги. По соглашению потребителя с продавцом oбмeн тoвapa может быть предусмотрен при поступлении подходящего товара в пpoдaжу, о чем продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.  Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, причем только если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (правда, отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания).

Будьте последовательны. Согласно действующему законодательству потребитель, приобретающий товар исключительно для своих личных целей, а ни в коем случае не для ведения коммерческой деятельности или для перепродажи, в течение 14 дней с момента покупки вправе поменять непродовольственный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, в случае, если такой товар не подходит по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Помните: сразу требовать именно возврата денег не совсем правильно. Вам могут отказать, ссылаясь на статью 25 закона «О защите прав потребителей». Покупатель вправе обменять качественный товар на другой. И только если в день обращения потребителя подходящего товара в магазине не окажется, у продавца появляется обязанность вернуть деньги.

Будьте убедительны. Причины обмена покупки и дальнейшего возможного возврата денег должны быть действительно важными. Если скажете просто «не подошло» или «мужу не понравилось», как часто любят говорить продавцам женщины, то Вы можете получить отказ. Закон четко формулирует причины, по которым не подошел товар (см. пункт 1 статьи 25 Закона о защите прав потребителей). Если вы твердо решили сдать покупку, чтобы получить деньги, то эффективнее всего сослаться, что товар не подошел по форме, фасону или расцветке. Это довольно субъективные параметры, и в любом случае можно заявить, что подходящего варианта вы в магазине не видите. Тогда по полному праву можно будет потребовать возврата денег.

Будьте аккуратны. Еще одно важное условие обмена и возврата не подошедшей качественной покупки звучит так: изделие должно сохранить товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки. Товарный вид включает полную комплектацию товара, наличие упаковки и упаковочного материала. Например — пенопласта, картона, необходимого для того, чтобы товар можно было привести в первоначальное состояние и продать следующему покупателю. Если же что-то вы успели выбросить за ненадобностью – велик шанс отправиться из магазина восвояси.

Будьте  внимательны. Нередко также возникает вопрос о сохранности чека. Обратите внимание: согласно нынешней редакции закона «О защите прав потребителей» наличие чека не обязательно как при возврате бракованных товаров, так и при обмене-возврате не подошедших качественных покупок (все тут же пункт 1 статьи 25 закона) В то же время, разумеется, продавец не обязан верить вам на слово: он может потребовать подтверждения, что товар был приобретен именно в данной торговой точке. Такими доказательствами могут служить название торговой организации на упаковке, гарантийном талоне, бирке, этикетке и т. п. Также допускаются свидетельские показания очевидцев покупки. При этом желательно, чтобы их было не менее двух.

Будьте въедливы. Строго по закону обменять или сдать не подошедший качественный товар можно, если после дня его приобретения прошло не больше 14 календарных дней. Бывает, что сотрудники магазина искусственно затягивают ситуацию, например, говорят, что «менеджер, который эти вопросы решает, придет только завтра». Закон не позволяет торговой организации отказываться от обмена и возврата не подошедшего покупателю качественного товара, если потребитель выполнил все необходимые условия (соблюдены сроки обращения, сохранен товарный вид и т. д. — см. выше). Поэтому, если вам отказывают, можно сразу же требовать Книгу жалоб и предложений. Запись в ней будет одновременно подтверждением вашего обращения в установленный срок — до истечения 14 дней после дня покупки. Кстати, имейте в виду: некоторые продавцы, особенно крупные торговые сети, идут навстречу покупателям, продлевая сроки, установленные законом – до 30 дней и даже до 2-х месяцев. Такая информация обычно размещается в торговых залах магазинов.

Будьте терпеливы. Важно учитывать и еще один нюанс, связанный со сроками. Сдавая качественную вещь, зачастую покупатели уверены, что магазин должен вернуть деньги тотчас же. Услышав, что продавец предлагает прийти за выплатой через пару дней, потребители расстраиваются, возмущаются, скандалят и т. д. Зря,  потому что закон отводит на возврат денег за качественный товар ровно три календарных дня. Кстати: во многих организациях существуют внутренние правила обмена, не связанные с законодательством (при этом значительно упрощенные и относящиеся к так называемым «программам лояльности» для клиентов), и когда Вы приобретаете товар, неплохо было бы о них, как минимум, спросить. Вдруг этот приятный сюрприз продавцы от Вас утаивают.

Отметьте для себя, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, согласно законодательству днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день (это нужно учитывать, так как товар будет находиться, с большой долей вероятности, у продавца в течение 3 (трех) дней).
Также учтите, что товар будет в течение 3 дней находиться у продавца, а потому продавец должен надлежащим образом оформить прием от вас товара и выдать вам на руки накладную.

Будьте грамотны. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждается Правительством РФ. На данный момент действует Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 06.02.2002 № 81), в который входят следующие товары:

  1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
  2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
  3. Парфюмерно-косметические товары
  4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
  5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
  6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)
  7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
  8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
  9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни
  10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
  11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)
  12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
  13. Животные и растения
  14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)

 

Сам порядок обмена и обращения за обменом выглядит следующим образом:

1. Вы обращаетесь в торговую точку, где приобрели товар, с заявлением.

2. В заявлении указываете, полностью цитируя закон, ваше право и требование на обмен товара, а также собственно причину обмена.

3. Заявление лучше составлять самостоятельно, так как мы крайне не рекомендуем для этого использовать формы продавца, возможно, содержащие оговорки, которые впоследствии могут быть использованы против вас.
Штрафы за нарушения. Естественно, картина была бы неполной, если бы за невыполнение требования не было штрафных санкций, и они действительно существуют. Так продавец при нарушении сроков обязан будет не только удовлетворить ваше требование, но и выплатить вам 1 (один) процент за каждый день просрочки выполнения требования.

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *