Юридическая помощь

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) устанавливает, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательная инициатива о внесении в Государственную Думу Федерального собрания РФ проекта федерального закона (поправок к проекту федерального закона может принадлежать представительному органу местного самоуправления.
Статья 104 Конституции РФ не включает органы местного самоуправления в число субъектов законодательной инициативы. Тем не менее, ч.2 ст.5 ст.76 Конституции РФ предоставляет право всем субъектам Федерации осуществлять собственное законодательное регулирование.
Право законодательной инициативы является одним из значимых полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональные инициативы — это своего рода показатель, который характеризует политическое и социально-
экономическое положение на соответствующей территории. Кроме того, некоторые новации регионов могут опережать федеральное законодательство и в результате послужат хорошей основой для будущих федеральных законов. Ч.2 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) предполагает право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Под правом законодательной инициативы на региональном уровне понимают законодательно (как правило, конституционно) установленную, юридически значимую возможность компетентных субъектов вносить проекты законов субъектов РФ, а также предложения об их издании, изменении, отмене в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, т.е. право инициировать законодательный процесс. Данное суждение обычно дополняется теоретиками права тезисом о праве субъекта законодательной инициативы вносить поправки в проекты региональных законов.
Право законодательной инициативы, которым обладают представительные органы местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, является важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав, а также эффективной формой взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При рассмотрении законодательной инициативы назначается официальный представитель органа местного самоуправления, выступившего с инициативой.
Законопроект направляется законодательным (представительным) органам государственной власти с предложением поддержать инициативу.
Требования к составу и оформлению пакета документов, необходимых для реализации права законодательной инициативы органами местного самоуправления:
Кроме самого текста проекта регионального нормативно-правового акта на бумажном и электронном носителях, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представительный орган местного самоуправления должен предоставить свое решение о внесении законопроекта в региональный законодательный орган с указанием лица, уполномоченного представлять указанный проект; пояснительную записку, включающую в себя обоснование необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, его краткую характеристику и описание состояния законодательства в данной сфере правового регулирования; финансово-экономическое обоснование, если принятие законопроекта повлечет расходы из регионального или местных бюджетов; перечень нормативно-правовых актов субъекта РФ, которые в связи с принятием предлагаемого законопроекта должны быть разработаны, изменены или признаны утратившими силу.
Проект закона о введении или отмене налога, освобождении от его уплаты, об изменении финансовых обязательств региона, об изменении его административно-территориального устройства, иной проект закона, предусматривающий расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, вместе с необходимыми документами направляется высшему должностному лицу субъекта РФ на заключение.
Также законами субъектов Федерации может быть предусмотрена необходимость приложения к указанным документам заключения государственной экологической экспертизы и иных видов экспертиз, статистических и иных сведений, результатов согласования проекта закона с заинтересованными должностными лицами, органами и организациями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *