Исследование и совершенствование социальной защиты семьи, материнства и детей (на примере Калининградской области)
Материнство является конституционной ценностью и находит свое закрепление в Конституции нашей страны, ст. 7 которой закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Тем самым обеспечивается одна из характеристик нашего государства (Россия — социальное государство).
Однако конституционное требование обусловливает принятие реализующих его соответствующих актов. Подобное видение хорошо прослеживается в решениях Конституционного Суда РФ. Например, Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 382-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 8, 15 и 17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» формулирует общее правило: «При этом признание государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в качестве конституционных ценностей Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1, Конституции Российской Федерации) предполагает возложение на органы государственной власти обязанности изыскивать средства и создавать другие предпосылки для повышения государственных пособий, имея в виду необходимость их установления в конечном счете на уровне, отвечающем социальному предназначению и конституционной природе этих выплат. Кроме того, государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей. Она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в том числе предусмотренные законодательством Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума».
В подобном ключе изложена ст. 38, которая находится в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, что отличает ее от общего посыла всей главы — закрепление конституционных прав и свобод человека и гражданина. Часть 1 указанной статьи устанавливает: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Как видно, упоминание именно права на материнство в тексте отсутствует. Согласно ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В дореволюционной России большинство семей были многодетными: в среднем 8-11 детей на семью, и даже больше. Сейчас многодетных семей у нас в России чуть больше миллиона и то большинство из них – имеющие только трёх детей, остальные семьи либо с 1-2 детьми, либо вообще бездетные.
Для поддержания необходимой численности населения страны потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной и демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях.
Сохраняющаяся в Российской Федерации негативная тенденция сокращения численности населения, в том числе и детей, обуславливает необходимость развития государственной политики по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми .
Прежде всего, социальная поддержка семьи базируется на материальной поддержке, выражающейся в определенной федеральной и региональной системе государственных пособий. Система выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием утверждена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон о детских пособиях).
В настоящей работе рассматриваются лишь те виды пособий, которые подлежат выплате через работодателя.
Безусловно, материнство, отцовство и детство является одним из наиболее важных институтов современного общества. С социологической точки зрения институт материнства – это сложившаяся устойчивая структура общества, благодаря которой функционирует общество. Институт материнства обеспечивает взаимосвязь индивидов, удовлетворяет их духовные и материальные потребности, передает опыт и традиции поколений. Другие институты общества формируются вокруг материнства. Сам по себе институт материнства рассматривается с двух сторон – как фактор, обеспечивающий условия для полноценного и всестороннего развития ребенка (конкретно материнско-детские взаимоотношения), и как особая часть личности женщины-матери (удовлетворение потребности быть матерью) .
Однако, функционирование данного института невозможно без четкого и действенного механизма оказания социальной помощи институтам семьи, материнства и детства на федеральном и региональном уровне.
Принятие законов о социальном обеспечении нередко преследует промежуточные, популистские цели и не направлено на достижение стратегических целей: повышение уровня жизни населения, системную поддержку семей с детьми. Поэтому конечной целью исследования является выработка действенного практического механизма оказания социальной поддержки семьи, материнства и детей.