Практика социального предпринимательства: перспективы развития
Социальное предпринимательство – широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство.
Социальное предпринимательство в России развивается в четырех направлениях:
1. Поддержка определенных групп населения (трудоустройство социально незащищенных групп на коммерческие предприятия, предоставление услуг в сфере образования, культуры, досуга по льготным ценам для малоимущих категорий населения и молодежи)
2. Механизм содействия экономическому развитию, поддержка предпринимательства (фонды, оказывающие консультационные услуги, организации, ориентированные на развитие отдельных направлений региональной экономики)
3.Альтернативный государственному механизм решения социальных проблем (поддержка трудовых мигрантов, реабилитационная деятельность для людей с неврологическими и другими нарушениями)
4.Социально-ориентированный бизнес (развитие коммерческими и государственными организациями проектов, имеющих социальную значимость) [1].
В настоящее время как в общественном сознании, так и во взглядах экспертов нет единой трактовки практики социального предпринимательства. Социальную ориентацию деятельности можно отнести к 50% предприятий в том или ином регионе. Относится ли к понятию социального предпринимательства деятельность в сфере сельского хозяйства в сельскохозяйственном краю? Если руководствоваться подобной логикой, то и востребованные у населения бытовые услуги, и павильон с продуктами в шаговой доступности можно включать в сферу социально направленной деятельности.
Однако, подобная широта практики чревата возникновением множества формальных социальных предпринимателей. В соответствии с принятыми теоретическими подходами практика социального предпринимательства отличается от социально-ответственного бизнеса, базируясь на иных целях и принципах, поэтому их смешение неправомерно.
На наш взгляд, можно выделить две основных характеристики социального предприятия:
1 социально-ориентированная цель или миссия, ориентация на производство социального изменения, решение социальных проблем.
2. предпринимательский характер: деятельность, приносящая доход, и построенная на основе бизнес-технологий [2].
Для бизнеса средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками и уменьшают его прибыль. Рыночная же система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность.
В настоящее время практика социального предпринимательства в России только начинает развиваться. Какие-либо существенные меры государственной или общественной поддержки данного движения пока отсутствуют.
При исследовании такого явления, как социальное предпринимательство, необходимы четкие критерии отграничения его от благотворительности. Благотворительность – разовая акция, не способная ни решить проблемы социального сектора, ни даже снизить напряженность в этой сфере. Есть и еще один момент: на наших глазах происходит явная и неоправданная персонификация благотворительной деятельности с VIP-персонами. Большинство СМИ используют массовые акции лишь как повод поговорить о деятельности какого-то известного лица. Представляется, что внедрение в общественное сознания пропаганды «социального предпринимательства» приведет к подобным негативным последствиям.
Тема целесообразности законодательного закрепления понятия социального предпринимательства активно обсуждается экспертами. На наш взгляд, очень важно не пытаться ограничить социальное предпринимательство какими-то жёсткими рамками. Социальное предпринимательство относится к развивающимся направлениям бизнеса, основано на нестандартных подходах, творчестве, инициативе людей, стремящихся эффективно решать социальные проблемы. Вполне можно было бы внести дополнение в действующую статью или в виде отдельной статьи Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3], определяющие определение и правовой статус социального предпринимательства.
Литература
1. Возжова Н.П., Комиссаров А.А., Шубина Л.В. «Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах» (обзор, часть аналитического отчета по результатам информационного поиска и анализа вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах, подготовленного АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) в январе-феврале 2008 г.) // http://pandia.ru
2. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности //http://sun.tsu.ru
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016).