Юридическая помощь

Перспективы социального предпринимательства

Перспективы социального предпринимательства
Е.Р.Полетавкина
АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,
Калининградский филиал
Научный руководитель, к.ю.н. Савельев А.В.

Социальное предпринимательство существует в правовом поле десятков зарубежных стран. Мировая законодательная практика в данной области довольно обширна. В секторе российского социального предпринимательства не существует особой законодательной базы: регулирование осуществляется в рамках законов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом.
Цели социального предпринимательства — социальные изменения¸ разрешение социальных проблем. От благотворительности его отличает коммерческий характер деятельности. Наиболее удачное, на наш взгляд, определение социального предпринимательства дано в 2008 году – «субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения» [1].
Социальное предпринимательство развивается в ответ на специфические потребности в тех сферах, где государство либо частный сектор не в состоянии обеспечить их полноценное и доступное удовлетворение. Социальные предприятия реализуют механизм привлечения к работе специфических категорий населения: людей с низкой квалификацией («хронически безработных»), детей с особенностями развития, пожилых людей, людей с хроническими заболеваниями, людей, освободившиеся из мест лишения свободы, беженцев, иммигрантов. Их труд оплачивается. Также к работе привлекают волонтеров, осуществляющих функции кураторов. Для того, чтобы выйти на уровень самоокупаемости (впоследствии – получать прибыль) необходимо привлечь пользователей оказываемых услуг (оказывающих финансовую поддержку), представителей местных общественных организаций и муниципалитетов.
Таким образом, волонтеров и лиц, которым предоставлена возможность частичной занятости, можно рассматривать в качестве новых факторов производства, а предприниматель выступает новатором, осуществляющим новые комбинации факторов производства.
Основные характеристики социального предприятия – ориентированность на социальные цели и опыт ведения собственной хозяйственной деятельности. В сфере бизнеса такая направленность может проявляться как социально-ответственный бизнес. В качестве положительного примера можно привести опыт калининградского Издательского Дома «Русская Европа». В 2004 году в штат были приняты бухгалтер и дизайнер Калининградской региональной общественной организации «Общество инвалидов по слуху «Эхо». В то же время ИД «Русская Европа» получил определенные налоговые льготы. Поскольку в сфере бизнеса коммерческие принципы являются приоритетными по определению, то подобный симбиоз представляется удачным опытом социально направленного бизнеса.
Текущая практика социального предпринимательства в России охватывает разнообразные сферы. В качестве примеров можно привести социальный проект «Трогает» (массаж, проводимый незрячими специалистами), интегрированный театр-студия «Круг-II», обувная фабрика «Тибож».
Ежегодно проводится всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель». Целью проведения Конкурса является отбор региональных проектов в сфере социального предпринимательства для последующего финансирования, а также оказания консалтинговой и информационной поддержки социальным предпринимателям в период реализации Проектов. Поддержанные Фондом проекты нацелены на решение таких вопросов, как помощь пожилым, развитие молодежного спорта и туризма, обеспечение доступности детских дошкольных учреждений, реабилитация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, предоставление профилактическо-оздоровительных услуг и обеспечение качественной медицинской помощью всех слоев населения, сохранение культурного наследия.
В сфере социального предпринимательства существует ряд проблем. Во-первых, недостаточное информирование широких слоев населения о теории и практике социального предпринимательства [2].
Во-вторых, не распространена практика социального предпринимательства на массовом уровне в регионах. Ни сами социальные предприниматели не воспринимают себя в таком качестве, ни остальные субъекты общественных отношений не осознают их таковыми. В качестве примера можно привести Южный региональный ресурсный центр (Краснодарский край), разрабатывающий услуги по поддержке трудовых мигрантов, в том числе их легализации по низким расценкам, пытаясь вытеснить из этого сегмента (который формально относится к государственным функциям) его реальных «хозяев» — теневых посредников.
Основная, на наш взгляд, проблема – отсутствие отдельного закона о социальном предпринимательстве. В настоящее время ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ [3] в ч.1 ст.30 внесены изменения об участии субъектов малого предпринимательства, СО НКО в госзакупках. Закупки у субъектов малого предпринимательства, СО НКО должны составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Таким образом, часть наиболее активных с точки зрения оказания социальных услуг НКО и субъектов малого бизнеса получили новый ресурс государственной поддержки.
Обсуждается Законопроект № 843126-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4, 5].
На наш взгляд, основные недостатки действующего законодательства заключаются в следующем:
1. Нет четкого определения «социального предпринимательства», необходимого при объявлении конкурсов, выдачи льготных кредитов, использования федеральных субсидий.
2. Законодательно не закреплены оптимальные и эффективные формы поддержки социального предпринимательства.
3. Опыт социальных предпринимателей мало известен широким слоям населения. Нет зримых ориентиров для тех, кто хотел бы, но пока раздумывает над внедрением нестандартных социальных проектов.
Мы считаем, что социальное предпринимательство как направление – перспективно. Потенциал развития данной сферы достаточно серьезен. Бизнес-структуры сегодня готовы к реализации социальных программ. Вместе с тем, реальные условия пока затрудняют ведения ими социально-предпринимательской деятельности и вынуждают заниматься скорее благотворительностью.
Литература
1. Возжова Н.П., Комиссаров А.А., Шубина Л.В. «Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах» (обзор, часть аналитического отчета по результатам информационного поиска и анализа вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах, подготовленного АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН) в январе-феврале 2008 г.) // http://pandia.ru
2. Фондом «Наше будущее» была разработана концепция развития социального предпринимательства в Российской Федерации (в декабре 2013 г. на заседании рабочей группы Совета Федерации подготовленный фондом проект был принят к обсуждению в качестве общественной инициативы сенатором А.Борисовым) // http://oldnew.dvfu.ru
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 N 396-ФЗ (действующая редакция, 2016).
4. «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Законопроект № 843126-6» //Источник: https://www.eg-online.ru/document/law/286356/
5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *