Защита прав потребителей

Потребительское право

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.). Существенное значение для правильного толкования требований законодательства, имеющего целью защиту прав потребителей, играет термин изготовитель. Под изготовителем понимаются в соответствии со смыслом указанного федерального закона, все юридические лица, государственной, муниципальной, частной форм собственности, которые производят товары для удовлетворения потребностей населения. Если создаются предметы материального мира, предназначенные для предпринимательской, экономической или иной хозяйственной деятельности, то организация, производящая данную продукцию, не может быть отнесена к разряду изготовителей в рамках отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
Потребитель, как и каждый субъект гражданского права, обладает правом на защиту нарушенного права. Содержание права на защиту потребителя включает в себя:
– правоохранительные возможности, которые может предпринять потребитель в связи с нарушением его права;
– меры непосредственного воздействия на правонарушителя;
– меры, связанные с государственным принуждением, если действия потребителя оказались безрезультатными. Право на защиту потребителя обладает и материально-правовым содержанием и дает возможность применить меры оперативного воздействия к продавцу (изготовителю, исполнителю, импортеру) или же позволяет обратиться с требованием в компетентные государственные органы за защитой нарушенного права с целью применения мер государственного принуждения к правонарушителю. К мерам оперативного воздействия стоит отнести такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к продавцу (исполнителю, изготовителю), нарушившему права потребителя. Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям прав потребителей, носят односторонний характер. Потребитель в связи с нарушением своего права обращается не к компетентным органам, а к продавцу (изготовителю, исполнителю) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Применение мер оперативного воздействия к продавцу (исполнителю, изготовителю) не лишает возможности потребителя обратиться в суд за защитой нарушенного права.
По общему правилу продавец (изготовитель, исполнитель) за нарушение прав потребителей несет ответственность независимо от вины. Продавец (исполнитель, изготовитель) может быть освобожден от ответственности при наличии обстоятельств непреодолимой силы или доказанности в действиях потребителя неправильной эксплуатации, хранения, транспортировки товара. Бремя доказывания в этом случае ложится на продавца (исполнителя, изготовителя). Действует принцип полного возмещения убытков в случае нарушения прав потребителей, если законом не предусмотрен ограниченный размер ответственности. В случаях, если за нарушение прав потребителя законом или договором предусмотрена неустойка, убытки взыскиваются сверх суммы неустойки. Причем лицо, которое нарушило права потребителя, помимо возмещения убытков и уплаты неустойки, обязано выполнить обязательство в натуре. Потребитель вправе взыскивать с нарушителя его прав реальный ущерб и упущенную выгоду. Если нарушитель прав потребителя вследствие нарушения получил доходы, потребитель может требовать, помимо иных убытков, взыскание упущенной выгоды не менее чем такие доходы. Если ко времени предъявления требования потребителя о ненадлежащем качестве товара цена на товар поднялась по сравнению с ценой, установленной договором купли-продажи, то потребитель вправе требовать возмещения разницы в цене. Если за нарушение прав потребителей законом или договором установлена возможность взыскания неустойки (ст.ст. 23, 28, 30, 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»), то по заявлению ответчика размер неустойки может быть снижен судом в исключительных случаях. В случаях причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя производственными, рецептурными, конструктивными дефектами товаров (работ, услуг) вред полежит возмещению в полном объеме независимо от вины нарушителей. Кроме того, вред возмещается любому потерпевшему независимо от того, состоял ли он с продавцом (исполнителем, изготовителем) в договорных отношениях или нет. Причем закон предоставляет возможность потерпевшему предъявить свое требование о возмещении вреда как к продавцу, так и к изготовителю.
Правонарушение в потребительской сфере может возникнуть вследствие отсутствия у потребителя надлежащей и достоверной информации о товаре (работе, услуге). Закон РФ «О защите прав потребителей» в этом случае установил презумпцию отсутствия у потребителей особых знаний о свойствах и принадлежности товаров (работ, услуг), в том числе об их специальных характеристиках. Помимо взыскания убытков и неустойки за нарушение прав потребителей, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителе» устанавливает возможность компенсации морального вреда. Несмотря на то, что нарушения в потребительской сфере касаются в большей степени имущественных прав потребителей, закон дает возможность восстановить последствия, связанные с физическими и нравственными страданиями потерпевшего.
Компенсация морального вреда потребителю происходит независимо от возмещения имущественного вреда. Моральный вред подлежит компенсации при наличии вины нарушителя. Размер компенсации морального вреда определяется с учетом общих правил, установленных ГК РФ. Во внимание принимаются степень вины нарушителя, характер нравственных и физических страданий, а также индивидуальные особенности потерпевшего. Понятно, что жизненные ситуации вследствие нарушения прав потребителей могут быть самыми разнообразными и повлечь за собой ухудшение здоровья, жилищных условий, нарушение духовных потребностей и т. д. Государство, устанавливая особые гарантии защиты прав потребителей, реализуя в некоторой степени политику протекционизма, устанавливает возможность взыскания неустойки с нарушителей прав потребителя в добровольном порядке. За несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя закон предусматривает неустойку в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной истцу. Причем взыскание подобной неустойки носит обязательный характер. На потребителя ложится бремя доказывания причинения ему физических и нравственных страданий. Добровольный порядок компенсации морального вреда потребителю законом не предусмотрен.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *