Юридическая помощь

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) в ст. 128 определяет порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия):
«Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ). Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».
В соответствии с частью 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лицами, которые вправе оспорить в суде постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов являются стороны исполнительного производства, а также иные лица, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Вопрос о том, кого следует привлекать к участию в деле в качестве лица, чьи действия (бездействие) оспариваются — судебного пристава-исполнителя как должностное лицо или подразделение Службы судебных приставов-исполнителей, следует разрешать с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.10.2006 № 443-О
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц.
Самостоятельный процессуальный статус судебного пристава-исполнителя обусловлен наличием у него собственной компетенции, то есть предмета ведения и властных полномочий, которые определяются Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами и реализуются в процессе осуществления функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно ч.2 ст.221 КАС РФ, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Согласно  ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
С. 226 КАС РФ судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями определяет сроки рассмотрения: административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относит вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, законодательство Российской Федерации предусматривает ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника, в частности, путем введения института оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации и их заместителей), в порядке подчиненности, а также в судебном порядке. Следует отметить, что действующее законодательство об исполнительном производстве сам порядок предварительного внесудебного обжалования постановлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не устанавливает.
Оспаривание в судебном порядке имеет преимущество перед внесудебным. Данный вывод обусловлен следующим. Если по жалобе аналогичного содержания судом принято решение, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы обязано отказать в рассмотрении но существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий. В свою очередь если решение судом еще не принято, то в соответствии с ч. 2 ст. 126 вышеуказанного Закона рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, подлежит приостановлению.
Таким образом, обжалование постановлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства, а обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Особое внимание уделяют срокам, установленным для подачи заявления и ограниченным довольно жесткими рамками – 10 дней (п.3 ст. 219 КАС РФ). Чаще всего, взыскателя не информируют о совершенном судебным приставом действии или его бездействии и узнает он об этом лишь тогда, когда негативные последствия уже наступили. Этот нюанс учтен законодательством: 10-тидневный срок отсчитывается с момента, когда взыскателю становится известно о произошедшем обстоятельстве.
Податели жалобы могут не прилагать к ней документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылаются, поскольку закон предоставляет должностному лицу, рассматривающему заявление, запрашивать все необходимые документы. Сроки рассмотрения в таких случаях приостанавливают до момента предоставления материалов исполнительного производства, но не более, чем на 10 дней.
Подача заявления как в суд, так и в службу СП осуществляется на бесплатной основе, т. е. госпошлину уплачивать не надо.
Объектом обжалования могут являться:
решение, которое принимается на основе нормативного правового акта в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя. Под решением следует понимать любой письменно оформленный распорядительный (правоприменительный) акт, исходящий от уполномоченного на то должностного лица, влекущий правовые последствия для конкретных лиц (субъектов) и содержащий предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера
Решения являются разновидностью действий должностных лиц соответствующих органов, право на их обжалование не может быть ограничено какими-либо критериями, например наименованием соответствующего документа, наличием (отсутствием) каких-либо реквизитов и т.д.
действия, т.е. осуществление какой-либо деятельности, с которой связано наступление юридических последствий, оформленные надлежащим образом, а также совершенные без какого-либо оформления (оформление по такому рода действиям не предусмотрено, либо предусмотрено, но оформление результатов действия или самого действия не производилось, хотя должно было производиться). К действиям относится также и «отказ в совершении действия»;
бездействие, представляющее собой не отказ в совершении какого-либо действия, так как отказ по сути является действием, а невыполнение соответствующим лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия, вопреки требованиям закона, правоприменительного акта, в том числе судебного решения и т.д.
Гражданам принадлежит право выбора: обратиться ли к вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу, главному судебному приставу субъекта Федерации, главному судебному приставу РФ) или в суд.
Необходимо отметить, что внесудебное разбирательство не является обязательной стадией. Так, обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу службы может стать достаточно действенной мерой для устранения нарушений, допущенных судебным приставом-исполнителем.
Не исполнение решений суда (либо не выполнение либо не добросовестное исполнение соответствующих для этого действий) судебными приставами по тем или иным причинам не редкое явление и в Калининградской области. Наиболее частые таких нарушений — невозможность исполнения судебного решения в связи с тем, что ответчиком является неуполномоченное лицо; ненаправление судом исполнительного листа (обычная практика гарнизонных военных судов при определении для выплаты денежных средств ненадлежащего ответчика. Например, когда действия командира оспаривает уволенный со службы военнослужащий, из Калининградского гарнизонного военного суда копию решения суда ошибочно отправляют командиру части, а он, зная, что ответчик Федеральное казначейство, его не исполняет); судебный пристав-исполнитель направляет документ по ненадлежащему адресу. А в дальнейшем не контролирует его исполнение. Вот это основные причины, создающие инцидент неисполнения решений судов в Калининградской области.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Однако в сложных делах этот срок может быть продлен председателем суда на срок до 1 месяца.
Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела, однако их неявка не является основанием для отложения судебного заседания, дело может быть рассмотрено и без них. 
При вынесении решения, по сложным делам, суд может отложить составление мотивированного решения на срок до 5 дней, о чем объявляет в судебном заседании. 
На решение суда по административному делу об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
После вступления решения суда, которым требования административного истца удовлетворены, в законную силу, судебный пристав-исполнитель обязан в месячный срок известить заявителя об исполнении решения суда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *