К вопросу разделения понятий «гражданская инициатива» и «гражданская законодательная инициатива»
На федеральном уровне определены в ст. 104 Конституции РФ. Ими являются Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законодатель, основываясь на положениях Конституции РФ, определяет особенности реализации права законодательной инициативы при внесении в ГД определенных законопроектов. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в ГД Правительством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в ГД на ратификацию Президентом РФ, а международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством РФ, — Правительством РФ (при этом Правительство РФ вправе в случае необходимости представить Президенту РФ предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о подписании которого было принято Правительством РФ). Указанным федеральным законом установлено, что в случае внесения на основании ст. 104 Конституции РФ в ГД законопроекта по вопросу о ратификации международного договора, который еще не вступил в силу для РФ, но подлежит ратификации, иным субъектом права законодательной инициативы ГД направляет внесенный законопроект Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. В соответствии с ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 (ред. от 5 февр. 2007) «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство РФ не позднее 3 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ обязано внести в ГД проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Данные законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; а также поправок к законопроектам. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Порядок внесения законопроектов в ГД установлен Регламентом ГД. В частности, в нем определено, что при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом (СФ, Правительством РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ) должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в ГД по данному законопроекту.
Порядок реализации права законодательной инициативы соответствующими субъектами указанного права устанавливается законодательством и внутренними нормативными актами. Так, вопросы подготовки законодательной инициативы СФ и членов СФ регулируются Регламентом СФ.
В законодательстве встречаются два определения — «гражданская инициатива» и «гражданская законодательная инициатива».
Первое понятие шире второго. В понятие «гражданская инициатива» включается широкий круг вопросов: право на инициирование правотворчества во всех органах местного самоуправления, по всем вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления; инициирование референдума и отзыва выборных должностных лиц и депутатов органов местного самоуправления.
Что такое «гражданская законодательная инициатива» и какие законы имеют право инициировать непосредственно граждане РФ: на федеральном, региональном и местном уровне.
Чем отличается Референдум от законодательной инициативы граждан.
Как может быть реализовано «право законодательной инициативы» и в какой форме.
Итак, «гражданская законодательная инициатива» — это форма непосредственного осуществления гражданами государственной власти посредством внесения проекта нового закона, отмены или изменения ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта законодательным органом соответствующего уровня.
Это разновидность коллективного обращения граждан, где Предметом обращения является принятие конкретного нормативного акта.
Граждане подготавливают проект акта и собирают подписи за то, чтобы именно данный проект был рассмотрен уполномоченным на то органом власти.
«Право законодательной инициативы может быть реализовано в форме законодательного предложения или готового законопроекта. Разница между этими двумя формами следует из буквального смысла терминов: первое имеет в виду идею, концепцию будущего закона, второе – предполагает наличие текста со всеми атрибутами закона (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками; и т.д.), т.е. законодательное предложение отличается более облегченной формой реализации (например, может быть сделано в устной форме). На практике выбор формы может зависеть от вида субъекта законодательной инициативы».
Уровни правотворческой инициативы:
(1) Федеральный, (2) субъекта федерации (региональный), (3) муниципальный.
(1) Федеральный уровень:
«В Российской Федерации не предусмотрено право народной правотворческой (законодательной) инициативы на общефедеральном уровне. Граждане могут внести свои законопроекты только при посредстве субъектов, обладающих правом законодательной инициативы согласно п. 1 ст. 104 Конституции РФ (Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения). Но предусматрена возможность предоставления конституцией (уставом) субъекта РФ права законодательной инициативы наряду с другими субъектами этого права гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, т.е. возможность народной законодательной инициативы допускается».
Примечание: «Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ предусмотрено внесение в палату только готового законопроекта. В некоторых субъектах РФ предусмотрена возможность реализации права законодательной инициативы путем внесения предложения о разработке законопроекта (Республика Саха (Якутия), Адыгея, Тверская область).
(2) – Региональный уровень (субъекта федерации):
Регламентируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 07.06.2013)
Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов
(3) – Муниципальный уровень:
Регламентируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Механизм реализации гражданской правотворческой инициативы можно условно подразделить на несколько стадий и составляющих их этапов:
1. Стадия инициирования и регистрации инициативы. Она состоит из нескольких этапов: организационный порядок формирования инициативной группы; рассмотрения гражданской правотворческой инициативы избирательной комиссией или комиссией представительного органа местного самоуправления; регистрации гражданской инициативы; установление сроков сбора подписей; утверждение бланка подписного листа.
2. Подготовка к официальному внесению инициативы. Эта стадия состоит из следующих этапов: сбора подписей, предварительная подготовка вопроса к рассмотрению в представительном органе местного самоуправления; информирование о сборе подписей под петицией; финансирование.
3. Официальное внесение петиции. Эта стадия включает два этапа: организационный— представление пакета документов инициативной группой; проверка подписных листов; подготовка документов для официальной регистрации, и официальный (регистрация внесения петиции).
4. Процедура реализации предложений. Состоит из следующих этапов: разработка проекта нормативно-правового акта (если это необходимо); рассмотрение проекта (выступления в прениях) и голосование по проекту; контроль за исполнением».