Жилищное право

Некоторые проблемы применения процедуры медиации в сфере жилищно-правовых отношений

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера утвердил рекомендации «круглого стола» на тему «Некоторые проблемы применения процедуры медиации в сфере жилищно-правовых отношений» (Протокол №14 от 17 июля 2012 г.). На «круглом столе» рассмотрен вопрос о роли саморегулируемых организаций медиаторов в осуществлении образовательной деятельности и контроля за качеством оказываемых медиативных услуг. Было выражено мнение, что с целью создания условий для развития и более широкого применения медиации в современном российском обществе необходимо более полно использовать потенциал появляющихся в нашей стране объединений профессионалов – саморегулируемых организаций медиаторов.
Участники «круглого стола» рекомендуют, в частности,
— Министерству юстиции РФ: с целью совершенствования законодательства по вопросам медиации создать рабочую группу для разработки и представления проекта поправок для внесения в законодательные акты РФ по вопросам медиации, предусматривающим введение обязательной досудебной процедуры медиации при рассмотрении дел в судах Российской Федерации;
— Федеральной налоговой службе: совместно с представителями профессионального сообщества (медиаторами, юристами) разработать проект методических рекомендаций по использованию примирительной процедуры (медиации) при досудебном разрешении налоговых споров;
— Органам местного самоуправления: при урегулировании конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства между гражданами информировать население о возможности обращения к профессиональны медиаторам при урегулировании конфликтов.
В соответствии с пунктом 4.1. Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2012 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел 23 апреля 2012 года заседание «круглого стола» на тему «Некоторые проблемы применения процедуры медиации в сфере жилищно-правовых отношений».
Ключевой предпосылкой для создания благоприятной психологической обстановки, в которой происходит общение участников спора на начальной стадии, является норма закона, четко определяющая, что по взаимному согласию стороны сами выбирают медиатора или медиаторов, если это их желание.
Одновременно с этим участниками «круглого стола» отмечено, что в связи с последними тенденциями в жилищно-правовой сфере и проводимой в стране реформой в сфере жилищно-коммунального хозяйства зафиксирован значительный рост количества конфликтов в этой области. Сторонами в таких конфликтах выступают граждане, управляющие компании, общественные организации.
Учитывая, что при реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства затрагиваются жизненно важные интересы граждан, необходимо разрешать возникающие конфликты с помощью новых инновационных способов.
Одним из таких способов наряду с принятием судебных и административных решений является создание института медиации, в основе работы которого лежит метод, направленный на диалог и сотрудничество органов местного самоуправления, населения, управляющих организаций и иных участников спора. Участники «круглого стола» отметили, что Федеральный закон № 193-Ф3 предлагает демократичные и гражданские механизмы, адаптированные для сторон — участников споров в сфере применения гражданского законодательства и способствующие выбору наиболее приемлемого для них способа преодоления возникших разногласий. На «круглом столе» рассмотрен вопрос о роли саморегулируемых организаций медиаторов в осуществлении образовательной деятельности и контроля за качеством оказываемых медиативных услуг.
Было выражено мнение, что с целью создания условий для развития и более широкого применения медиации в современном российском обществе необходимо более полно использовать потенциал появляющихся в нашей стране объединений профессионалов — саморегулируемых организаций медиаторов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 193-ФЗ саморегулируемые организации медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Создание таких объединений очень важно именно на первоначальном этапе, так как позволит сформировать действительно профессиональное и ответственное сообщество примирителей (посредников).
Участниками «круглого стола» была высказана озабоченность по поводу наблюдающейся в обществе тенденции на «приватизацию» профессии медиатора со стороны некоторых представителей иных профессиональных сообществ. Существуют спорные стереотипы, что медиация имеет в своей основе всего две составляющих — юриспруденцию и психологию. Эта точка зрения, по мнению участников «круглого стола», не полностью раскрывает суть медиации как процесса и процедуры.
Было отмечено также, что наличие высшего юридического образования или высшего психологического образования еще не является залогом успеха работы профессионального медиатора, а иногда может и навредить сторонам. Именно поэтому в статье 2 Федерального закона № 193-Ф3 медиатор, медиаторы определены как независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Успех процедуры медиации в значительной степени зависит от умения медиатора помочь сторонам найти путь урегулирования спора, удовлетворяющий всех участников конфликта.
В связи с этим, участниками «круглого стола» была отмечена значимость высокого уровня профессиональной подготовки медиаторов. Необходимость контроля за уровнем подготовки медиаторов со стороны сформировавшегося профессионального сообщества вызвана несовершенством утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации программы подготовки медиаторов, наличием большого числа высших учебных заведений, не имеющих соответствующих высококвалифицированных преподавателей, и другими причинами.
Участники «круглого стола» также отметили, что Федеральным законом № 193-Ф3 предусмотрено, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Законом установлены также возрастные цензы для медиаторов и обязательное наличие специального сертификата для лиц, занимающихся медиацией на профессиональной основе.
Процедура медиации — это стройная система действий, включающая в себя не только юридические, психологические методы, но также предполагающая использование медиатором личных знаний и опыта. Участники «круглого стола» обратили особое внимание на то, что при судебном рассмотрении спора (в том числе и касающегося сферы жилищно- коммунального хозяйства) одна из сторон в любом случае останется неудовлетворенной. Следствием решения, вынесенного судом первой инстанции, является обращение проигравшей стороны в суд более высокой инстанции, вплоть до вынесения окончательного решения судом высшей инстанции. В результате, на сегодняшний день, суды завалены судебными исками об оспаривании судебных актов, вынесенных судами нижестоящих инстанций. Существующая практика парализует работу судов всех инстанций. Одновременно, следует учитывать, что, рассмотрение дел занимает у участника спора много времени, вызывает дополнительные психологические переживания и зачастую выводит конфликт на более высокую и опасную стадию. Медиация как способ урегулирования споров, включает в себя глубокую и детальную проработку всех аспектов конфликта, не отходит от соблюдения норм закона, и при этом дает сторонам возможность соблюсти свои интересы. В задачу медиатора входит оказание помощи сторонам конфликта в поиске устраивающего их решения.
На основании изложенного участники «круглого стола» рекомендуют:
1) Министерству юстиции Российской Федерации
с целью совершенствования законодательства по вопросам медиации, с учетом сложившейся практики создать рабочую группу из представителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти, профессионального и научного сообществ Российской Федерации, представителей общественных объединений, организаций (ОПОРА России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей) для разработки и представления проекта поправок для внесения в законодательные акты Российской Федерации по вопросам медиации, предусматривающим введение обязательной досудебной процедуры медиации при рассмотрении определенной категории дел в судах Российской Федерации, а также для разработки и представления проекта поправок для внесения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование механизмов применения процедуры медиации при рассмотрении дел в арбитражных судах;
2) Министерству образования и науки Российской Федерации
совместно с представителями профессионального сообщества (медиаторами, преподавателями вузов), указанных общественных объединений, организаций создать рабочую группу с целью разработки и утверждения проекта «программы подготовки профессиональных медиаторов», отвечающей современным требованиям;
3) Федеральной налоговой службе:
совместно с представителями профессионального сообщества (медиаторами, юристами), указанных общественных объединений, организаций разработать проект методических рекомендаций по использованию примирительной процедуры (медиации) при досудебном разрешении налоговых споров; совместно с указанными представителями профессионального сообщества и общественных объединений, организаций создать рабочую группу по выработке предложений для внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, с целью максимального использования примирительных процедур при разрешении налоговых споров;
4) Органам местного самоуправления:
с целью более широкого применения примирительных процедур с участием посредника (медиатора) при урегулировании конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства между гражданами, информировать население, используя возможности интернет-ресурсов, о целесообразности обращения к профессиональным медиаторам при урегулировании конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
совместно с ассоциациями и союзами муниципальных образований предложить организациям сферы жилищно-коммунального хозяйства рассмотреть возможность проведения медиативных процедур с участием управляющих компаний.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *