Защита прав потребителей

Нарушение законодательства о рекламе алкогольной продукции

По данным Росстата [1], потребление алкоголя на душу населения — 11,6 литров в год! Смертность от отравлений спиртным составляет 8,9% на 100 тысяч человек (в 2013 году — 9,7%)., число россиян в возрасте 15 лет и старше, не употребляющих алкогольные напитки — 41,6%.
Одна из причин употребления алкоголя — его доступность. В отношении детей и подростков первоначальная профилактика алкоголизма должна быть направлена в первую очередь на разрушение мифов об алкоголе. Наиболее эффективными являются те профилактические меры, которые способствуют формированию определенного мировоззрения у подростков, в котором алкоголь никоим образом не является главным элементом жизни.
Сегодня реклама внутри магазина, где торгуют спиртным, не запрещена. Запрет на рекламу алкоголя вне мест продажи основан на том, что недопустимо привлекать внимание к такой продукции, стимулировать потребление спиртного. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» [2] рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, реклама, которая сообщает любым посетителям торгового центра о возможности зайти в магазин и купить алкоголь, противоречит нормам закона «О рекламе» и социальным целям ограничения.
В помещении одного из торговых центов г.Калининграда на камерах хранения была размещена реклама известного бренда «Хаски». На расстоянии менее 65 метров от дверей торгового центра расположена общеобразовательная школа.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в октябре 2013 года было вынесено предупреждение в адрес рекламного агентства полного цикла, выступающего генеральным подрядчиком торговых сетей по продаже рекламных полей об устранении нарушений в сфере действующего законодательства и демонтаже рекламы.
Свои требования УФАС основывала на положениях п. 5 с. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»[2]; п.2 ст.16 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции [3], п.3 Постановлении главы города №1465 от 23.09.2013 г. «Об определении способа расчета расстояний от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в городском округе «Город Калининград» [4].
Поскольку срок договора о размещении рекламы истекал лишь в декабре 2013 года, рекламным агентством были составлены возражения на указанное постановление.
«До выхода Постановления главы города №1465 от 23.09.2013 г. «Об определении способа расчета расстояний от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий…» расстояние до социальных объектов замеряли по пешеходной зоне, то есть определяли какой путь человек пройдёт от школы до магазина по пешеходной дорожке. Теперь «запретное» расстояние будет определяться по прямой (радиусу). Если у организации есть обособленная территория – то отмерять зону, где торговля спиртным запрещена, будут от входа на эту территорию. Если организация расположена в здании – от входа в это строение. Если имеется несколько входов, расчёт будет выполнен по прямой от каждого из них. Однако, размещенная реклама находится непосредственно в помещении торгового центра, соответственно, разрешенное расстояние соблюдено.
Поскольку данное Постановление касается торговых точек, имеющих лицензию на продажу алкоголя, администрация торгового центра должна была заранее уведомить рекламное агентство об ужесточении условий продажи алкогольной продукции в письменном виде с проектом согласования возникающих в соответствии с этим разногласий. Этого сделано не было.
Просим направить в адрес торговой сети предписание, в котором будет четко документирован предмет нарушения и обоснована необходимость демонтажа рекламы.
Просим донести информацию о схемах границ территории для каждой организации, где запрещена торговля алкоголем, для предотвращения нарушений законодательства в сфере рекламы алкогольной продукции».
Рекламные материалы были демонтированы по соглашению сторон договора в начале декабря 2013 года.
Торговая марка «Хаски» не в первый раз оказывается объектом пристального внимания ФАС. В 2011 году во многих городах России, включая Калининград, были установлены билборды, на которых написано слово «Хаски» и по краям — орнамент. Внизу билборда была указана ссылка на «Клуб любителей Хаски» в социальной сети.
Отсутствие на плакатах какой-либо дополнительной информации и, собственно говоря, самой хаски, а также несоразмерность средств, затраченных на рекламу даже не сайта, а странички в соцсети наводили на определенные размышления. При наборе в поисковых системах слова «хаски» в указанный период времени в первую очередь отображались статьи с информацией о новой, достаточно дорогой марке водки, которая еще не появилась в розничной продаже, но чья этикетка практически идентична логотипу «Клуб любителей хаски». Использованное в рекламе словесное обозначение «хаски» в силу фонетического и семантического тождества общего словесного элемента «хаски» может быть признано сходным до степени смешения с товарным знаком «Хаски», размещенным на этикетке бутылки водки «Хаски», индивидуализирующим ее. Исходя из разъяснений Президиума ВАС РФ [5] (ранее изложенных в письме от 25 декабря 1998 г. N 37), информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как его реклама.
Для поддержания интереса к товару необязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара. Пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» [2] во взаимной связи с частью 4 статьи 2 и пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» не допускают размещение на рекламных конструкциях рекламы алкогольной продукции под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара.
УФАС сделало вывод о том, что таким образом ловко обходится федеральный закон «О рекламе», согласно которому запрещено рекламировать алкогольную продукцию с использованием конструкций неизменного территориального размещения. Кстати, это далеко не первый случай подобной хитрости: водку «Смирнов» рекламировали как книгу, водку «Мягков» маскировали под рекламу журнала, «Флагман» неожиданно превратился в коробку конфет. Подобное суррогатное рекламирование в условиях жестких ограничений на рекламу алкогольной продукции, установленных статьей 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [3] являлось лазейкой для обхода закона.
В связи с отменой данной нормы реклама алкогольной продукции стала возможной в пределах, установленных частью 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», и можно было ожидать, что суррогатное рекламирование алкогольной напитков под видом конфет, воды и прочих товаров, которые зачастую отсутствовали на рынке, потеряет свою актуальность. Однако этого не случилось, и в настоящее время методы суррогатного рекламирования продолжают использоваться.
Данное сообщество однозначно ассоциировалось с водкой.
С учетом ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, реклама товарных знаков, индивидуализирующих водку, не может размещаться в наружных носителях. Поскольку на рынке присутствует водка “Хаски”, этикетка которой по оформлению очень похожа на то обозначение, которое в ней содержится, УФАС была проведена проверка по факту.
Неподдельную тревогу вызывают подобные случаи в части воздействия рекламы алкоголя на детей и подростков. В частности, в помещении торгового центра в г.Калининграде установлены рамки с размещенной на них рекламой водки. В настоящее время готовится обращение в УФАС по Калининградской области с требованием провести проверку по данному факту, в котором указываются следующие обстоятельства:
рекламой признается информация, отвечающая определенным критериям. В силу Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
Размещение неперсонифицированной информации должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц.
Это связано с тем, что заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена. Кроме того, в рассматриваемом случае нет указания о лице (лицах), для которых данная информация создана.
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6] органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ).
Надпись о вреде употребления алкоголя выполнена синими буквами на синем фоне с узорами, что мешает адекватному визуальному восприятию предупреждения.
Можно сколь угодно долго дискутировать на тему установления жестких ограничений на рекламу алкогольной продукции, вплоть до ее законодательного запрета.
На наш взгляд, полное запрещение приведет к негативным последствиям в виде массового распространения алкогольных суррогатов низкого качества, опасных для жизни и здоровья. Реклама ведь существует не для того, чтобы человек решил, пить ему или не пить, а чтобы он смог сориентироваться среди множества марок. Эти меры все равно ничего не дадут, как не оправдал ожиданий и закон о запрете на торговлю спиртным после 22 часов.
Вряд ли запрет рекламы алкоголя вмиг даст положительный результат. Это закон не прямого действия. Но один из шагов в комплексе государственных мер по борьбе с алкоголизацией.
В связи с этим нами предлагается закрепить в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [2] «О рекламе» следующие нормы:
Местом продажи алкоголя является не только магазин в составе торгового комплекса, но и торговый комплекс в целом.
Спиртное, включая пиво, должно продаваться в специализированных отделах за закрытой дверью, в которых охранник на входе в обязательном порядке проверяет паспорта.
Реклама алкогольной продукции крепостью более 5% должна быть размещена таким образом, чтобы ее видели только посетители отдела, где торгуют спиртным.
Безалкогольное пиво и производные от него напитки должны быть приравнены к спиртным напиткам, поскольку в существующем законодательстве уже введено ограничение по их рекламе: «Разрешается рекламировать данную продукцию в следующих случаях: в телепередачах и радиовещании спортивных соревнований (кроме детско-юношеских)».

Литература:
1. http://www.gks.ru/
2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
«О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). 13 марта 2006 года N 38-ФЗ …
3. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
4. Постановление главы города Калининграда №1465 от 23.09.2013 г.
«Об определении способа расчета расстояний от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в городском округе «Город Калининград».
5. Разъяснения Президиума ВАС РФ (ранее изложенные в письме от 25
декабря 1998 г. N 37 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»)
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *