Возможности доступа в Уставный суд Калининградской области
Калининградская область сегодня является одним из 18 субъектов Российской Федерации, реализовавших свое право на создание регионального органа конституционной юстиции.
Уставный Суд — судебный орган государственной власти Калининградской области, одновременно он входит в единую судебную систему Российской Федерации.
Одним из принципов деятельности Уставного Суда является гласность.
Уставный суд рассматривает дела о соответствии Уставу (основному Закону) Калининградской области
— Законов Калининградской области;
-нормативных правовых актов Губернатора Калининградской области, областной Думы, Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти области;
— нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.
Правом на обращение в Уставный Суд с запросом обладают:
— граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи права нарушаются нормативным правовым актом;
— объединения граждан
Главной задачей судебных органов, в том числе конституционных судов, является защита прав и свобод человека и гражданина. Правовая природа конституционных (уставных) судов на региональном уровне влияет на сбалансированность системы органов государственной власти субъектов Федерации.
Деятельность конституционных (уставных) судов направлена на реализацию конституционных положений, воплощение в текущем правовом регулировании конституционных целей и ценностей. Вследствие этого
повышается роль региональных конституций и уставов как реальных регуляторов общественных отношений.
Осуществляя действенный нормоконтроль над огромным массивом регионального законодательства, конституционные (уставные) суды предоставляют гражданам дополнительную защиту их конституционных прав и свобод. Практика показывает, что в деятельности регионального конституционного (уставного) правосудия самой многочисленной и самой востребованной является категория дел по рассмотрению жалоб граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод.
Система судебной защиты прав и свобод человека и гражданина содержит в себе множество элементов, объединенных одним субъективным правом — правом человека и гражданина на судебную защиту, в том числе и в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
Представляется, что право на судебную защиту является центральным элементом системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку в отсутствие такого права невозможна защита иных конституционных прав и свобод. В этой связи согласимся с мнением М.С. Матейковича, который отмечает, что судебная форма защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой гарантированный каждому индивиду конституционный механизм охраны его прав и свобод, который выражается в деятельности органов судебной власти по предотвращению нарушений прав и свобод, устранению препятствий их реализации либо восстановлению нарушенного права посредством установленных законом форм судопроизводства .
Если гражданин считает, что нормами закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации нарушаются его права, он вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд общей юрисдикции или арбитражный суд (при соблюдении правил о подсудности и подведомственности)». В Постановлении от 30.04.1997 N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «выявление и устранение фактов нарушений конституций (уставов) и избирательных законов субъектов Российской Федерации относится к компетенции судов общей юрисдикции. Они вправе не только отменять незаконные правоприменительные решения, но и признавать недействующими нормативно-правовые предписания, противоречащие федеральному закону, основным учредительным актам и законодательству субъектов Российской Федерации (если это не отнесено к компетенции их конституционных или уставных судов)» .
Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие конституционных (уставных) судов в некоторых субъектах Российской Федерации, на наш взгляд, не нарушает право человека и гражданина на доступ к правосудию, поскольку создание таких судов является повышенной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако субъектам Российской Федерации, несомненно, следует учреждать конституционные (уставные) суды для достижения наибольшей степени защищенности прав и свобод человека и гражданина.
Социальные права имеют совершенно иную природу и иные механизмы защиты, чем гражданские и политические. Для реализации социальных прав недостаточно просто воздерживаться от вмешательства в данную сферу: их реализация предполагает активную роль государства в обеспечении гражданам достойного уровня жизни и ряда иных благ. Здесь необходима многосторонняя, планомерная деятельность государства по разработке и реализации социальных программ» .
Административный порядок защиты преимущественно проявляется через защиту социальных прав в процессе обжалования действий (бездействия) органов власти, должностных лиц в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам . Среди форм защиты социальных прав административная форма как акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав, является, бесспорно, преобладающей.
Типичные нарушения законодательства, послужившие основанием для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, таковы: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; уклонение граждан от выполнения родительских обязанностей; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся; нарушения норм жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, пресечение проявлений принудительного труда.
Поводом для предъявления заявлений послужили обращения граждан в прокуратуру с заявлениями о нарушении их конституционных прав; материалы общенадзорных прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства на предприятиях; сведения государственных органов статистики о задолженности по заработной плате, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений и детских учреждений; материалы уголовных и гражданских дел; сообщения СМИ.
Защита социальных прав в судах общей юрисдикции происходит в большей степени путем опосредованного применения конституционных норм через законодательство РФ и субъектов РФ. В то же время в отдельных случаях в судебных решениях имеются и прямые обращения к конституционным нормам для обоснования защиты социальных прав граждан, которые используются в комплексе с законодательными нормами .
Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.
Правовая интерпретация конституционных и уставных норм, выявление конституционно-правового (уставно-правового) смысла оспариваемых в суде норм неразрывно связаны с обогащением содержания конституционных (уставных) норм, что влечет за собой доктринальное развитие региональных конституций и уставов, превращение их в «живой», а не номинальный источник права.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются важным элементом системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что принятие решения об их создании относится к компетенции субъектов Российской Федерации, наличие таких судов создает дополнительный уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, что обеспечивает эффективную реализацию права граждан на судебную защиту.