Юридическая помощь

ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

На сегодняшний день проблема разложения биологических материалов также актуальна, как проблема засорения планеты неорганическим мусором. Утилизация биологических отходов является важным аспектом сохранения окружающей среды. К биологическим отходам относятся трупы животных и людей, в том числе и мертворожденные плоды, ткани и органы, которые образуются в результате деятельности медицинских и ветеринарных учреждений, лабораторий. Биологические отходы, связанные с человеческим телом и деятельностью медицинских учреждений, чаще относят к медицинским. Обращение с ними регламентируется Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. N 2) [1], Федеральным законом от 30.03.99 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2], Федеральным законом от 21.11.2011 года N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] и других НПА.
Всемирная организация здравоохранения с 1979 г. относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендовала создание специальных служб по их переработке. Базельская Конвенция [4] в 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается «клиническими» отходами. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, химическими и радиоактивными веществами, отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и эколого-гигиеническом отношении.
Среди всех способов обезвреживания биоматериалов на сегодняшний день самым доступным является сжигание. Сжигание актуально в крупных городах, где из-за опасных органических отходов могут произойти вспышки опасных болезней. Сжигание происходит в инсинераторах – специальных печах для уничтожения биологических отходов. Для таких объектов установлены особые режимные правила, на ведение деятельности требуется лицензия. Температура сжигания достигает 900°С, благодаря новым технологиям эту температуру можно поднять до 1200°С.
В Калининградской области утилизация опасных медицинских отходов класса «Б» и «В» осуществляется на базе ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница», где с 2006 г. начал эксплуатироваться инсинератор производительностью 150 кг/час.
В состав деятельности «Центра по утилизации медицинских и биологических отходов» по обезвреживанию и размещению отходов входит утилизация медицинских отходов (в том числе рентгеновский фиксаж, иглы шприцев, отработанный перевязочный материал, биологические отходы) [5].
4 февраля 2016 г. региональный координатор партпроекта «Экология России», председатель Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко направил прокурору Калининградской области С.В. Табельскому заявление о выявленных в ходе выезда 2 февраля 2016 г. нарушениях в области обращения с медицинскими отходами лечебных учреждений.
Все, кроме одной сертифицированной и лицензированной установки в ЦГКБ, дают температуру не более 700 градусов, а по факту и того меньше. В итоге нелегальная эксплуатация таких установок — это не обезвреживание отходов, а генерация высокотоксичных выбросов, которыми потом дышат жители Калининграда.
Помимо Прокуратуры Калининградской области данные заявления направлены руководителям Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, Управления Росприроднадзора по Калининградской области, Управления Росздравнадзора по Калининградской области, Министерства здравоохранения и Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области [6].
Производители инсинераторов часто утверждают, что атмосферные выбросы находятся «под контролем», но факты указывают, что это не так. Проблема распространения загрязнителей не решается: они просто перемещаются из одной среды (воздуха) в другую (почва или вода).
Летом 2016 г. засорился фильтр инсинератора в «Центре по утилизации медицинских и биологических отходов». Черная копоть и зловоние достигли жилых домов, расположенных недалеко от территории больницы. До замены фильтра прошел месяц, в течение которого и жители района, и сотрудники патологоанатомического отделения больницы пытались добиться хоть какой-то реакции от администрации больницы, прокуратуры, соответствующих ведомств и служб. Ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью людей, оценен не был. Гарантировать, что подобная ситуация не повторится вновь, не может никто.
Можно ли на сегодняшний день утверждать, что сжигание биологических отходов является безопасным способом утилизации биологических медицинских отходов?
Всемирная организация здравоохранения допускает использование инсинерации медицинских отходов в тех странах, которые не имеют экологически безопасных вариантов для управления отходами здравоохранения. ВОЗ трактует установки для сжигания как «временное решение специально для развивающихся стран, где альтернативные варианты утилизации, типа автоклавирования, измельчения или микроволновой обработки ограничены» [7].
При термической переработке отходов образуются сложные продукты, которые в различных сочетаниях попадают в окружающую среду. Часть из них представляет реальную канцерогенную и генетическую опасность, масштабы которой постоянно возрастают. Общепринятых критериев реальной оценки этой опасности не существует, поскольку она складывается не из суммы количественного содержания отдельных канцерогенов в выбросах, а формируется при участии модифицирующего действия многих других содержащихся в них соединений.
В случае возникновения экстраординарных ситуаций граждане не имеют своевременного и полного доступа к получению экологической информации в сфере обращения с биологическими отходами. В подавляющем числе случаев не соблюдаются основные требования своевременности, полноты и достоверности информации, предоставляемой заинтересованным субъектам. Как показывает сложившаяся судебная практика, в Российской Федерации, практически полностью отсутствуют гарантии предоставления гражданам информации подобного рода.
Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, также сопряжено с проблемами правовой реализации. Особенно это касается сложности доказательства причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими экологически вредными (опасными) последствиями, а также необходимости для потерпевшего субъекта осуществлять такое доказывание за счет своих собственных средств.
Таким образом, содержание права каждого на благоприятную окружающую среду и защиту от негативного воздействия деятельности, составляющего основу права граждан на экологическую безопасность при осуществлении деятельности, связанной с обращением с биологическими медицинскими отходами, не совпадает с механизмом их правовой реализации, что, безусловно, снижает гарантии реализации личных и неотчуждаемых прав (экологических) граждан в указанной сфере.

Список литературы
1. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления
отходов лечебно-профилактических учреждений» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. N 2)
2. Федеральный закон от 30.03.99 года №52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции)
3. Федеральный закон от 21.11.2011 года N323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в действующей редакции)
4. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением (принята в 1989 г., вступила в силу в 1992 г.)
5. Сайт ГБУЗ «Центральная городская клиническая больница».
Режим доступа: http://cgb39.ru/
6. Сайт Регионального союза переработчиков отходов
Калининградской области. Режим доступа: http://rspoko.ru
7. Информация Всемирной организации здравоохранения. Режим
доступа: http://www.ecosibir.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика