Юридическая помощь

Признание и исполнение иностранных судебных решений

Тенденции глобализации требуют, помимо всего прочего, чтобы судебные решения были так же мобильны, как и те лица, которые добивались их вынесения.
В праве глобализация проявляется в тенденциях сближения правопорядков , их гармонизации и унификации. Возросшие взаимосвязь и взаимозависимость государств влекут необходимость выработки общих правовых подходов, в том числе и к признанию решений друг друга. Самостоятельное решение для себя этого вопроса каждым государством перестает быть продуктивным: это тормозит дальнейшее развитие права и его интеграцию (прежде всего, именно материального права, оказывающегося лишенным неотъемлемых гарантий своей процессуальной защиты). В эпоху глобализации суверенитет права и его своеобразие перестают быть высшими ценностями; напротив, схожесть правопорядков и возможность их «работы друг с другом» становятся все актуальнее.
В настоящее время международной практике известны три возможных способа признания и исполнения иностранных судебных решений, установленных законодательствами различных государств. Первый предусматривает порядок выдачи экзекватуры. В этом случае решения иностранного суда подтверждаются компетентным судом страны, на территории которой он подлежит исполнению, путем вынесения специального постановления о санкционировании исполнения решения. При таком способе в одних государствах решение может быть проверено по существу, в других случаях такая проверка не проводится. Второй порядок предполагает проверку правильности решения. Наконец, для третьего способа свойственна регистрация иностранного судебного решения.
В международных двусторонних договорах и многосторонних конвенциях Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам упоминается система экзекватуры. Однако поскольку в конвенциях не может быть четко предусмотрен механизм исполнения решений, поэтому важно отметить, что кроме них важное значение при разрешении вопроса о признании и исполнении решений иностранных компетентных органов юстиции имеют и такие нормативные акты, как Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» , а также нормы гл. 45 ГПК РФ «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)».
В договорах о правовой помощи, в том числе в Конвенции СНГ, устанавливается правило, согласно которому решения иностранных государств, вступившие в законную силу и не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях договаривающихся сторон без специального производства при условиях, к которым относятся отсутствие у договаривающейся стороны ранее вынесенного по этому делу решения, вступившего в законную силу, а также если дело не относится к исключительной компетенции учреждения юстиции этой договаривающейся стороны. Кроме того, в договорах о правовой помощи также содержатся основания для признания и исполнения решений иностранных судов. Таким образом, иностранные решения признаются и исполняются в других государствах на основании наличия международного договора, соглашения или конвенции. В качестве примеров можно рассматривать Минскую конвенцию от 22 января 1993 г., Нью-Йоркскую конвенцию от 10 июня 1958 г.
В настоящее время процесс принудительного исполнительного производства, а также полномочия судебных приставов-исполнителей, как и в целом Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и их структурных подразделений, регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), который начал действовать с 1 февраля 2008 г.
Основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление в одно из подразделений службы судебных приставов исполнительного документа, т.е. документа, на основании которого судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение возлагаемых на граждан и организации обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
По общему правилу принудительное исполнение обязательств в отношении юридических лиц осуществляется по их юридическому адресу, адресу их представительств или филиалов либо по местонахождению их имущества. В отношении физических лиц принудительное исполнение осуществляется по их месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества.
В качестве общего принципа исполнительного производства с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, законодатель устанавливает принцип национального правового режима. Это означает, что при исполнении судебных актов, актов иных органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на данных лиц распространяются положения Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В процессе исполнения возникают ситуации, когда должник, не исполнивший свои обязательства, изменяет свое место жительства (место нахождения). Если он перемещается в пределах Российской Федерации, то исполнение продолжается по новому месту нахождения на основании того же Федерального закона. Но что произойдет, если должник выезжает за пределы России?
В соответствии с нормами международного права каждое государство обладает суверенитетом. Именно принцип суверенности отличает государство от иных публичных образований и предполагает недопустимость вмешательства одного государства в юрисдикционную деятельность другого государства. В соблюдение принципа суверенитета по общему правилу никакие юрисдикционные акты другого государства не могут непосредственно исполняться на территории Российской Федерации, и, в свою очередь, российские юрисдикционные акты не могут непосредственно исполняться на территории иностранных государств. Вышеупомянутые акты должны сначала пройти процедуру признания и получения разрешения на приведение их в исполнение (процедуру экзекватуры).
Признание решения иностранного суда означает подтверждение гражданских и иных прав и обязанностей в такой же мере, что и решение отечественного суда.
В настоящее время Российская Федерация является участником большого количества международных договоров. Среди них имеются соглашения, положения которых затрагивают вопросы принудительного исполнения судебных актов.
В первую очередь необходимо назвать:
— Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г.);
— Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Нью-Йорке в 1958 г.);
— Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в Киеве 20 марта 1992 г. государствами — участниками СНГ);
— Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в ред. Протокола от 28 марта 1997 г.) (заключена в Минске 22 января 1993 г. государствами — участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ)).
Российская Федерация является преемником СССР по ряду двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (международные договоры с Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Греческой Республикой, Королевством Испания и др.). Среди заключенных Российской Федерацией международных договоров по указанным вопросам следует также отметить договоры с Аргентинской Республикой, Республиками Беларусь, Молдова, Польша, Латвийской, Литовской Республиками и др.
Учитывая особенности исторического развития России, на сегодняшний день наиболее востребованной в сфере трансграничного исполнения судебных решений является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске в 1993 г. между государствами — участниками СНГ (далее — Минская конвенция 1993 г.).
Согласно Минской конвенции 1993 г. каждая из Договаривающихся
Сторон признает и исполняет вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.
Для исполнения решения суда на территории государства — участника СНГ необходимо подать ходатайство в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению, приобщив документы, предусмотренные ст. 53 Конвенции. Ходатайство на территорию иностранного государства следует подавать через суд, вынесший решение в первой инстанции.
В тех случаях, когда обязанное лицо (должник) выезжает в государство, заключившее с Россией двусторонний договор о правовой помощи по гражданским и семейным делам или являющееся участником международной конвенции, в которой участвуют Россия и государство пребывания должника и которая предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений, никаких дополнительных мер при выезде должника за рубеж не требуется. Истец вправе взыскать долг в судебном порядке на территории Российской Федерации и получить исполнение по вынесенному судебному решению в порядке, предусмотренном договором о правовой помощи или международной конвенцией.
Если взыскание на территории России уже производилось (службой судебных приставов, кредитной или иной организацией), можно продолжить взыскание на территории иностранного государства, подав соответствующее ходатайство. Судебный пристав-исполнитель в случае установления (самостоятельно или по сведениям взыскателя) выезда должника на постоянное место жительства в иностранное государство обязан окончить исполнительное производство, возвратить исполнительный документ взыскателю с актом о невозможности взыскания, разъяснив при этом право взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства об исполнении решения российского суда и порядок экзекватуры. Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан выдать взыскателю документ (справку либо постановление) об имеющейся задолженности на момент окончания исполнительного производства, заверенную подписью и гербовой печатью.
На практике чаще всего ходатайства о признании решений на территории иностранного государства касаются взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
В соответствии с действовавшим до 1996 г. Законом СССР «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» лица, выезжающие на постоянное жительство в иностранное государство, должны были представить письменное заявление законных представителей несовершеннолетних детей о том, что те не имеют к ним претензий по предоставлению содержания. Таким образом, происходило нарушение прав получателей алиментов и действующего законодательства, поскольку такое заявление фактически означало отказ от прав на алименты, что противоречит закону и не соответствует интересам получателей алиментов.
Действующий Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 118 СК) предусматривает возможность заключения соглашения об уплате алиментов с лицом, выезжающим на постоянное жительство в иностранное государство, в котором стороны вправе предусмотреть любой способ предоставления содержания лицам, имеющим право на получение алиментов. В частности, алименты могут периодически переводиться лицом, находящимся в иностранном государстве, их получателю; единовременно выплачиваться в твердой денежной сумме в момент выезда. Возможно также предоставление в счет алиментов определенного имущества (например, квартиры, дома, земельного участка, ценных бумаг и др.). Соглашение об уплате алиментов может быть заключено между сторонами независимо от того, имеется ли у Российской Федерации с государством, в которое выезжает плательщик алиментов, международный договор о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
При недостижении соглашения суд вправе по иску заинтересованного лица определить размер алиментов в твердой денежной сумме, подлежащей единовременной выплате. Определяя сумму алиментов, а также стоимость имущества, которое может быть передано в счет уплаты алиментов, суд учитывает материальное и семейное положение сторон и другие заслуживающие внимания обстоятельства. При этом сумма алиментов должна быть достаточной, если это позволяет материальное положение плательщика, для обеспечения получателя алиментов средствами к существованию в размере прожиточного минимума. Следует учитывать размер ежемесячного дохода, который может быть получен при помещении единовременно выплаченной суммы в банк или иное кредитное учреждение, а также возможность получения дохода от предоставленного в счет алиментов имущества (например, от сдачи внаем квартиры или дома).
Введение в Семейный кодекс Российской Федерации нормы о порядке уплаты алиментов в случае выезда плательщика в другое государство на постоянное жительство обусловлено, с одной стороны, закреплением свободы выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 27) и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации…») и, с другой стороны, необходимостью гарантированного материального обеспечения лиц, нуждающихся в получении алиментов, в случаях выезда за границу на постоянное место жительства лиц, обязанных их содержать.
При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации…», вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного Постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Однако поскольку указанная мера определена законодательством как «временная», недостаточность средств у обязанного лица, а также отсутствие соглашения сторон об уплате алиментов при выезде лица, обязанного уплачивать алименты, на постоянное место жительства в иностранное государство или судебного решения о взыскании с него алиментов не является обстоятельством, абсолютно препятствующим выезду этого лица за рубеж.
Существует Конвенция ООН «О взыскании за границей алиментов» (заключена в г. Нью-Йорке 20 июня 1956 г.), участниками которой являются около 70 государств, однако Россия в ней не участвует.
В связи с неучастием Российской Федерации в названной Конвенции, а также в отсутствие двусторонних договоров России об оказании правовой помощи по семейным, гражданским, уголовным и иным делам с такими государствами, как ФРГ, Израиль, Франция, Великобритания, Индия и др., учитывая международно признанный принцип государственного суверенитета, принудительное исполнение решений российских судов на территории указанных государств практически невозможно.
Поскольку в большинстве случаев признание иностранного судебного акта преследует цель обращения взыскания на имущество должника, то процедура придания обязательной силы иностранному судебному акту в законодательстве РФ и зарубежных стран именуется «признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов» . Так как признание иностранного судебного акта по общему правилу представляет собой предпосылку для его последующего принудительного исполнения, то использование в законодательстве термина «признание и приведение в исполнение» вполне обоснованно .
В РФ признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов регулируются ГПК РФ и АПК РФ в соответствии с распределением подведомственности между системами судов общей юрисдикции и арбитражными судами. В настоящей статье рассматриваются особенности признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов, установленные АПК РФ и судебно-арбитражной практикой. Нормы ГПК РФ будут анализироваться по мере необходимости. При этом сохраняет силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI, действующий в части, не противоречащей АПК РФ и ГПК РФ.
Рассмотрим соотношение АПК РФ и Указа ВС СССР, приведенной в них классификации иностранных судебных актов и порядок их признания и приведения в исполнение.
Указ ВС СССР разделял иностранные судебные акты на две категории: а) акты, требующие принудительного исполнения; б) акты, признаваемые без дальнейшего производства. Для придания обязательной силы последним заявитель должен был обратиться в областной суд с ходатайством о разрешении принудительного исполнения акта. В свою очередь, иностранные судебные акты, не требующие принудительного исполнения, признавались в СССР без какой-либо судебной процедуры, поскольку в п. 10 Указа ВС СССР отсутствовало требование о судебном признании данных актов.
В АПК РФ 2002 г. установлены совершенно иная классификация иностранных судебных актов и иной порядок их признания и приведения в исполнение. В соответствии со ст. ст. 16 и 246 АПК РФ иностранные судебные акты приобретают обязательную силу лишь в результате процедуры признания в Арбитражном Суде РФ .
Вывод о том, что иностранные судебные акты, вынесенные по экономическим спорам, приобретают обязательную силу лишь в результате процедуры их признания арбитражным судом, подтверждается системным анализом норм ГПК РФ и АПК РФ. Если в ст. ст. 409 — 415 ГПК РФ иностранные судебные акты разграничиваются на требующие принудительного исполнения и признаваемые непосредственно, то в АПК РФ подобная классификация отсутствует. В частности, В.В. Ярков отмечал, что в АПК, в отличие от ГПК РФ, в отношении решений по экономическим спорам предусмотрен только один путь — путь признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов .
В АПК РФ не устанавливается, что какие-либо иностранные судебные акты могут признаваться в РФ непосредственно, следовательно, Указ ВС СССР противоречит АПК РФ в части разновидностей судебных актов и порядка их признания и приведения в исполнение, и его положения на иностранные судебные акты, не требующие принудительного исполнения, распространяться не должны.
Вывод о том, что иностранные судебные акты, не требующие принудительного исполнения, приобретают обязательную силу только после судебного признания, следует также из п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ N 96, в соответствии с которым иностранный судебный акт о взыскании с неплатежеспособного должника определенной суммы должен пройти процедуру признания в арбитражном суде для включения в реестр требований кредиторов. Таким образом, несмотря на то что иностранный судебный акт о взыскании задолженности с неплатежеспособного должника не требует принудительного исполнения (совершения действий судебным приставом-исполнителем), данный акт в любом случае признается в судебном порядке.
Рассмотрим вопрос о том, на какие иностранные судебные акты распространялось действие Указа ВС СССР. В п. 10 речь идет об иностранных судебных актах, «не требующих принудительного исполнения» и по этой причине признаваемых без дальнейшего производства. Поскольку классификация подобных актов в п. 10 не установлена, необходимо обратиться к международным договорам СССР, чтобы определить данные категории иностранных судебных актов.
В соответствии с положениями договоров СССР о правовой помощи иностранные судебные акты, не требующие принудительного исполнения, разделялись на три категории: а) акты, вынесенные по спорам неимущественного характера ; б) акты, вынесенные по вопросам определения личного статуса; в) акты, вынесенные по вопросам расторжения брака между гражданами СССР и иностранными гражданами .
Отсутствие необходимости в судебном признании иностранных судебных актов в отношении личного статуса и расторжения брака связано с их особой правовой природой. Так, Т.М. Яблочков отмечал, что данные судебные акты с момента их постановления «производят весь свой эффект, снабжая лицо соответствующим званием или качеством» .
В связи с разделением подведомственности споров между арбитражными судами и судами общей юрисдикции вопросы регулирования иностранных судебных актов, не требующих признания и приведения в исполнение, из-за их особой правовой природы были отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции (ст. 415 ГПК РФ).
Поскольку в силу особой правовой природы непосредственно признаваться в РФ могут только иностранные судебные акты в отношении личного статуса и расторжения брака, п. 10 Указа ВС СССР не должен применяться к иностранным судебным актам, вынесенным по экономическим спорам.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения законодательства об исполнительном производстве РФ.
Указанная норма основана на положениях ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, устанавливающих национальный режим в отношении иностранных граждан и организаций, а также лиц без гражданства.
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может обратиться к компетентным органам иностранного государства путем направления запроса о правовой помощи. Судебный пристав-исполнитель может направить запрос о правовой помощи, если в ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда у судебного пристава-исполнителя возникает необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств. Как правило, запрашивается информация о месте жительства должника, о наличии имущества должника, а также о получении иной информации, необходимой для исполнения исполнительного документа.
Порядок оформления и направления в компетентные органы иностранного государства запросов судебных приставов-исполнителей содержится в разделе IV «Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам исполнительного производства» Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.2007 N 249.
Кроме того, особенности порядка, практики направления запросов, а также проблемы, возникающие при направлении запросов о правовой помощи, содержатся в письме ФССП России от 31.03.2009 N 12/07-4117-СВС «О применении территориальными органами ФССП России норм международных договоров по вопросам оказания правовой помощи», в информационном письме ФССП России от 17.04.2008 N 12/07-4645-НВ «О порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства».
Запрос о правовой помощи скрепляется подписями судебного пристава-исполнителя, начальника отдела — старшего судебного пристава, заверяется печатью структурного подразделения, направляющего запрос, и направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России. В случаях, предусмотренных международным договором РФ, к запросу прилагается перевод на официальный язык запрашиваемого государства. В дальнейшем запрос направляется территориальным органом в центральный аппарат ФССП России для передачи в центральный аппарат Минюста России либо управления Минюста России по федеральному округу, которые, в свою очередь, направляют запрос компетентному органу иностранного государства.
В запросе обязательно должна быть ссылка на положения соответствующего международного договора. В случае если такой договор между РФ и иностранным государством не заключен, при оформлении запроса необходимо ссылаться на Конвенцию о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965.
Стоит отметить, что такая сложная процедура направления запросов о правовой помощи обусловливает их достаточно редкое применение: в соответствии с письмом ФССП России от 31.03.2009 N 12/07-4117-СВС «О применении территориальными органами ФССП России норм международных договоров по вопросам оказания правовой помощи» в 2008 году в центральный аппарат ФССП России поступило всего 27 запросов.
Если за рубежом не признают иностранных решений, то это потребует начала процесса заново в том государстве, где лицо желает добиться исполнения, что приведет к дополнительным и весьма существенным издержкам. Необходимо будет заново доказывать уже однажды доказанные обстоятельства, вызывать свидетелей, представлять доказательства и знакомиться с ними. Лицо может быть незнакомо с правовой системой иностранного государства; кроме того, в принятии иска могут отказать по причине неподведомственности дела. Более того, если суд находится далеко, истцу и вовсе будет неудобно вести процесс. Возникает вопрос: почему его затраты должны быть больше, чем если бы он желал исполнить решение национального суда? Идея заключается в том, что нельзя отказывать лицу в эффективном средстве правовой защиты (которое заключается в возможности реализовать предписание, заключенное в иностранном судебном решении) только лишь по той причине, что процессуальный противник (или его имущество) находится за пределами юрисдикции суда, вынесшего такое решение .
Управление ФССП обращает внимание на то, что на основании ст. 53 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в редакции Протокола от 28 марта 1997 г.) для постановки вопроса об исполнении решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства, с которым имеется договор, от имени лица, в пользу которого вынесено решение, необходимо представить в суд, вынесший решение, ходатайство, адресованное компетентному органу соответствующего государства, с просьбой разрешить принудительное исполнение и исполнить на территории этого государства данное решение, указав в ходатайстве существо решения, кем и когда оно вынесено, а также свой адрес и адрес должника.
В данном случае возникает вопрос: какой орган или какое учреждение выступают в качестве взыскателя от имени Российской Федерации, должны и имеют право обращаться с ходатайством, адресованным компетентному органу соответствующего государства, с просьбой разрешить принудительное исполнение и исполнить на территории этого государства данное решение?
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., по данному вопросу указано следующее: «В силу требований ст. 31.11 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на территории Российской Федерации имущества, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако указанным Законом не урегулирован порядок исполнения постановления о назначении административного наказания лицу, которое проживает или находится за пределами Российской Федерации и не имеет на территории Российской Федерации имущества, на которое может быть обращено взыскание.
При этом в силу требований ст. 31.11 КоАП РФ исполнение постановления в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства должно производиться на основании соответствующего международного договора.
В настоящее время Российская Федерация не является стороной ни одного международного договора, определяющего порядок принудительного исполнения решений по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае невозможности осуществить взыскание по исполнительному документу (не может быть установлено место жительства должника, у него отсутствуют имущество, денежные средства и т.п.) судебный пристав-исполнитель выносит об этом акт и возвращает исполнительный документ взыскателю. А в силу требований п. 2 ст. 31.10 КоАП РФ предусмотрено, что в вышеуказанном случае исполнительный документ возвращается не взыскателю, а судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление об административном правонарушении.
Таким образом, если судебный пристав-исполнитель при исполнении постановления о взыскании штрафа по делу об административном правонарушении установит, что должник не имеет места жительства, а также имущества или денежных средств на территории Российской Федерации, а также то обстоятельство, что должник выдворен из Российской Федерации, он должен составить акт о невозможности взыскания и вместе с ним направить исполнительный документ судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление об административном правонарушении» .
Во-вторых, существует проблема с исполнением такого дополнительного вида наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Так, начальник Центра для содержания иностранных граждан (ЦСИГ ГУВД) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обращается с ходатайствами о прекращении исполнения судебных постановлений, принятых по делам об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами, в части наказания, связанного с административным выдворением за пределы Российской Федерации, поскольку компетентными органами конкретного государства их личности и принадлежность к гражданству этого государства не установлены и в данной части судебные постановления не были исполнены в течение двух лет.
Как правило, это касается иностранных граждан, которые не имеют при себе документов, удостоверяющих личность, а органы МВД и УФМС представляют на них справки с данными, записанными со слов самих лиц, привлекаемых к административной ответственности. При этом ошибка, допущенная при написании хотя бы одной буквы в данных о личности, может привести к тому, что представительные органы того государства, куда должен быть выдворен иностранный гражданин, впоследствии не подтверждают принадлежность указанного лица к гражданству их государства.
В соответствии с требованиями ст. 31.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 71-ФЗ) постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (эта же статья данного Кодекса в предыдущей редакции предусматривала срок давности до одного года). В таких случаях суд обязан прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания.
Возникает вопрос: после того как иностранного гражданина выпустят из Центра для содержания иностранных граждан, куда он пойдет без денежных средств и документов, удостоверяющих личность, чем будет заниматься, каким образом будет добывать средства к существованию и через какой срок будет снова задержан?
Следует отметить, что с указанными обстоятельствами связана также проблема, касающаяся сроков и условий содержания таких граждан до разрешения вопроса об их выдворении за пределы Российской Федерации.
Вступившее в силу постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации исполняется должностными лицами ОВД и органов безопасности (пограничных органов ФСБ). Вместе с тем законодатель не определяет срок, в течение которого лицо должно быть выдворено с территории Российской Федерации и в течение которого оно может содержаться в специальных местах, определенных ОВД или созданных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Режим нахождения данных лиц в указанных местах осуществляется в порядке административного задержания (ст. 27.3 — 27.5 КоАП РФ), т.е. на срок не более 48 часов.
Таким образом, лицо, подлежащее административному выдворению, может содержаться в специальных местах, определенных ОВД или созданных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, неопределенный срок.
Соответственно, назрела необходимость определить в КоАП РФ конкретный срок содержания таких лиц и разрешить вопросы, касающиеся его продления, по аналогии со ст. 108, 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Содержание иностранного гражданина в указанных учреждениях без ограничения срока существенно нарушает право на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 22 Конституции Российской Федерации.
После принятия решения о содержании иностранных граждан, подлежащих выдворению, в спецприемнике их количество превысило количество лиц, арестованных в административном порядке. При этом вопрос об их материально-техническом перепрофилировании в большинстве субъектов Российской Федерации не решен.
Между тем условия содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, имеют ряд особенностей.
В частности, иностранные граждане вправе просматривать телевизионные программы до 24 часов, получать передачи общим весом не более 20 кг, пользоваться телефоном для связи с родственниками посредством публичной телефонной кабины (с помощью телефонной карты, приобретаемой за счет размещенного лица).
В частности, на основании Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306, иностранные граждане вправе пользоваться настольными играми, периодическими изданиями, смотреть телепередачи и слушать радио, пользоваться телефоном, отправлять религиозные обряды в комнатах, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа, получать вещевые и продуктовые передачи, получать питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; кроме того, имеют право на 8-часовой сон в ночное время, спальное место, постельные принадлежности и постельное белье.
Такие условия содержания в спецприемниках иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы страны, не предусмотрены Приказом МВД России N 605дсп. В результате указанные лица содержатся в условиях и вынуждены подчиняться правилам, которыми существенно нарушаются их права.
Иностранных граждан и лиц без гражданства помещают в специальные приемники до административного выдворения за пределы Российской Федерации, поэтому возникают проблемы, связанные с финансированием расходов на их содержание. Финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, тогда как финансовое обеспечение мероприятий по административному выдворению этих лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Исходя из необходимости преодоления указанных проблем, предлагаем предпринять шаги в следующих направлениях:
— совершенствование российского законодательства, четкая правовая регламентация указанных выше вопросов;
— создание рабочей группы для разработки проектов соответствующих конвенций о правовой помощи и правовых отношениях в области миграции и по делам об административных правонарушениях из представителей различных ведомств, как имеющих отношение к привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности, связанной с их выдворением за пределы Российской Федерации, так и занимающихся непосредственно исполнением данного административного наказания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *