Юридическая помощь

Определение путей совершенствования законодательства в сфере правового регулирования договора дистанционной купли-продажи

С экранов телевизоров, в Интернете настойчиво говорят о том, что к 2020 году одна четверть всех покупок будет совершаться дистанционным способом. Это быстро, удобно, но порождает ряд определенных проблем.
В Гражданском кодексе РФ [1] нормы сформулированы таким образом, что без проведения теоретического исследования невозможно определить, рассматривает ли законодатель договор дистанционной купли-продажи как вид договора купли-продажи по образцам, или как вид договора розничной купли-продажи, или как особый способ заключения договора. В литературе также нет единства во мнениях о том, какой признак должен быть положен в основу выделения данного договора из массы других договоров розничной купли-продажи. Вопросы вызывают способы заключения договора, много нерешенных проблем связано с предоставлением информации о товаре. Зачастую и нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения, противоречат друг другу.
В Государственной Думе находятся 3 законопроекта «Об электронной коммерции», разработанные в соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ [2], однако работа над ними не ведется.
При оформлении договора дистанционной купли-продажи следует руководствоваться ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» [3], Правилам продажи товаров дистанционным способом [4], и требованиями Закона «О рекламе» [5] в части рекламы товаров при дистанционной продаже. Хотя и здесь есть нюанс: в сочетании со ст. 497 ГК РФ они ограничивают информационные обязанности продавца лишь потребительскими договорами.
Анализируя судебную практику по договорам дистанционной купли-продажи, мы приходим к выводу, что при заключении данного договора стороны очень редко утверждают спецификацию товара. И это влечет за собой возможность для недобросовестной стороны (чаще всего – продавца) настаивать на том, что у покупателя имелась исчерпывающая информация о товаре (в основном – фото и описание в каталоге, зачастую представляющие товар в лучшем виде, искажающие цвет и фактуру, прилагаемые описания зачастую не соответствуют реальным возможностям или функциям предоставленного товара).
Путь решения данной проблемы – обязать продавца прикладывать акт об утверждении спецификации (размер, цвет, фактура, материал, – возможно даже с высылкой образца, если договор заключается в отношении крупной партии товара или единицы товара, имеющей большой вес и размер (например, надувной коммерческий батут).
Норма ст. 451 ГК РФ сводит к минимуму возможность расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Сталкиваясь на практике с расторжением договора дистанционной купли-продажи по указанному основанию, стоит опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей [3]», который в ст. 18 признает за потребителем право в случае обнаружения недостатков товара отказаться от исполнения договора вне зависимости от значимости недостатка.
В России законодательство не признает за потребителем права отмены договора: он вправе лишь вернуть товар в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» [3]. Что касается договора оказания услуг, то в соответствии со ст. 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время. При этом правовая природа отказа от товара или отказа от исполнения неясна.
Представляется, что реализация политики защиты потребителей при осуществлении специальных коммерческих практик должна осуществляться в следующих направлениях:
Необходимо освобождение потребителя от обязанности оплатить продавцу возврат незаказанного товара надлежащего качества, а также товара ненадлежащего качества, проданных дистанционным способом.
Необходимо совершенствование Правил продажи товаров дистанционным способом с целью детализации информации, которую следует предоставить потребителю до и после заключения договора, а также оговорить, что информация должна быть выражена явно, непосредственно и в доступной форме, исключающей заблуждение потребителя.
Необходимо принятие Закона «Об электронной коммерции» либо инкорпорация норм об электронной коммерции в Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей» с целью правового регулирования продаж товаров и оказания услуг посредством теле- и медиаслужб, мобильных услуг, сети Интернет и т.п.
Как показывает практика, внесение данного пункта как обязательного для договора дистанционной купли-продажи позволит избежать судебных процессов, связанных с невозможностью для потребителя в одностороннем порядке расторгнуть договор дистанционной купли-продажи, поскольку по обычаям делового оборота уплаченный аванс за товар, приобретенный дистанционно, продавцом не возвращается.
Список литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) Статья 497.
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Руководство по принятию 1996 год с дополнительной статьей 5 бис, принятой в 1998 году
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»
4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *