Фонд ОМС в Российской Федерации
Введение
Федеральный ФОМС был образован в 1991 году для финансового обеспечения медицинского обслуживания населения РФ, для поддержания стабильности в государственной системе медицинского страхования.
Свою деятельность он осуществляет на основании Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан» , а именно:
финансирует целевые и государственные программы по медицинскому направлению;
разрабатывает нормативные документы по реализации Закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
тесно сотрудничает с профессиональными медицинскими ассоциациями по методикам страхования в медицине;
регулярно вносит свои обоснованные предложения об изменении страхового тарифа;
анализирует финансовые ресурсы системы и осуществляет контроль;
организует деятельность территориальных фондов ОМС.
Вышеперечисленными функциями занимается федеральный фонд. Подведомственные ему территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) выполняют соответствующую работу в привязке к своей местности.
Основное свое предназначение фонд видит в реализации прав граждан на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Деятельность ФОМС построена на принципах всеобщности, которые подразумевают равные условия для всех нуждающихся в медицинских услугах независимо от уровня дохода, социальных и гендерных характеристик.
Принятие в последнее время ряда законов и постановлений, касающихся здравоохранения, направлено в конечном итоге на то, чтобы каждый из нас почувствовал себя более комфортно и уверенно на приеме у врача, не опасаясь нехватки средств на дорогое лечение.
Проводниками этой гарантии и призваны быть сотрудники территориальных фондов медицинского страхования, обеспечивая первоочередные социальные потребности населения и выполняя взятые на себя обязательства по наиболее выгодному вложению наших денег в наше же здоровье.
Реформа здравоохранения характеризуется сложностью выбранной схемы организации обязательного медицинского страхования, незавершенностью ее введения, эклектичностью сочетания элементов старой и новой систем финансирования, территориальной дифференциацией переходных моделей, слабой координацией действий различных субъектов общественного финансирования здравоохранения, неудачной попыткой внедрения модели взаимодействия территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций .
В условиях существующей системы финансирования здравоохранение продолжает функционировать по затратной схеме с низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов.
Вместо усиления профилактического направления в здравоохранении все еще продолжается искусственное поддержание дорогостоящего стационарного звена при отсутствии действенной системы контроля качества оказания медицинской помощи.
Согласно Конституции РФ, государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают бесплатную для граждан медицинскую помощь, а нормы Гражданского кодекса РФ определяют, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.
Между объемом финансирования медицинских организаций и качеством их работы существует прямая связь. Однако увеличение затрат не приводит к улучшению качества медицинской помощи автоматически.
Для достижения желаемого результата необходимо решить ряд дополнительных задач, в частности, определить правовое положение Фонда ОМС в Российской Федерации на сегодняшний день и определить направления совершенствования системы ОМС в РФ 2016 году
В декабрьском послании Федеральному собранию РФ Президент сказал о необходимости завершить переход к страховым принципам в здравоохранении. Президент напомнил о тех принципах обязательного медицинского страхования, которые изложены в Федеральном Законе № 326-ФЗ .
В частности, там сказано, что за счет средств ОМС обеспечиваются гарантии бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС при наступлении страхового случая. О том, что финансовая устойчивость системы должна обеспечиваться за счет эквивалентности размеров страхового обеспечения и средств ОМС, а страхователи обязаны уплачивать страховые взносы в размерах, установленных федеральными законами. При этом государственные гарантии соблюдения прав застрахованных на исполнение обязательств в рамках базовой программы ОМС не должны зависеть от финансового положения страховщика. Еще одним принципом является создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи по ОМС. Наконец, закон устанавливает, что в органах управления ОМС должны быть представлены все субъекты и участники ОМС на паритетной основе.
Президент не в первый раз говорит о недостаточном развитии системы ОМС — например, год назад эта тема поднималась им на заседании президиума Госсовета. Тогда, констатируя, что система не стала страховой в полном смысле этого слова, Президент указал, что страховые компании не мотивированы на повышение качества медпомощи и не несут за нее ответственности. То есть был предложен конкретный вариант действий, обеспечивающих выполнение продекларированных принципов.
Если рассматривать в этом ключе новую программу госгарантий на 2015—2017 гг., то первое, что можно отметить — в ней появился новый раздел о базовой программе ОМС и большое приложение, в котором перечислены виды высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС. Кроме того, появился пункт о том, что при формировании территориальной программы государственных гарантий необходимо учитывать сбалансированность объема медицинской помощи и размер ее финансового обеспечения.
2016 год по прогнозам будет насыщен изменениями в системе ОМС. Как уже ранее сообщалось, планируется введение института поверенных, также будет рассмотрено предложение ввести административное наказание в КоАП за нарушение порядка оказания медпомощи.
Круг обозначенных вопросов обусловливает актуальность темы выпускной работы.
Цель работы — комплексное изучение деятельности Фонда ОМС, определение существующих проблем и поиск путей их решения для дальнейшей оптимизации системы ОМС.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
— определить правовое положение Фонда ОМС в Российской Федерации;
— рассмотреть структуру, задачи и функции Фонда ОМС;
— определить направления совершенствования системы ОМС в РФ на основе анализа конкурентной и социальной модели в системе финансирования и организации медицинской помощи;
— определить правовые проблемы перехода на одноканальную систему ОМС;
— рассмотреть вопрос страхового мошенничества в системе ОМС;
— определить направления реформирования системы ОМС в 2016 году;
— сделать выводы и предложения по исследуемой теме.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности Фондом ОМС в Российской Федерации.
Предметом исследования – российское законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования, материалы практики.
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, используемые в исследовании как теоретических, так и практических вопросов. В работе использованы такие методы познания, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, определение общего и частного. Наряду с основными общенаучными методами исследования использованы и такие частнонаучные методы, как статистический, системно-структурный, сравнительно- правовой.
Теоретическую основу исследования составили труды В.С. Белых, О.В. Гутникова, В.В. Долинской, С.Ю. Капрановой, А.А. Кирилловых, О.В. Корнеевой, А.А. Мохова, Н.В. Путило, А.И. Суверневой, Е.К. Широковой и других.
Структура работы определена исходя из поставленных целей и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка используемых источников, материалов Приложений.
Вам также может понравиться

Оздоровительный комплекс NaCl
20.07.2023
Автомобиль не является объектом налогообложения
24.10.2021