Брак — возможность или обязанность?
Положение семьи служит показателем состояния общества, его реальных возможностей социально-культурного развития. Семья изменяется вместе с изменением общества. Общество изменяется вместе с изменением семьи.
Тенденции развития семейных отношений на современном этапе таковы: растет число разводов и неполных семей; увеличивается число повторных браков; возраста молодых людей, вступающих в брак, увеличивается; увеличивается число семей с одним ребенком; растет количество бездетных семей; растет количество числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений; происходит разделение институтов брака и семьи; снижается выполнение семьей ее основных функций. Отсюда, на наш взгляд, вытекают следующие проблемы: дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии
Семья в России принципиально изменялась, причем в тех же направлениях, как и на Западе, только с опозданием. Численность семьи сузилась до супругов и одного-двух детей, семейная жизнь стала концентрироваться вокруг супругов и детей, отношения между которыми стали партнерскими, окрашенными заботой, сердечностью, взаимным уважением. Семья перестала быть производственной единицей и хозяйственным союзом; отношения между членами семьи не обусловливаются производственной зависимостью, значит, перестали быть производственными, стали исключительно личными, интимными, сосредоточенными на браке, детях, эмоционально-эротической сфере. Семья освободилась от прямой зависимости от общественных структур и от их вмешательства в семейную жизнь, она превратилась исключительно в сферу частной жизни. Одновременно увеличилась автономия супругов и детей, которые получили право на свою собственную жизнь; индивидуализм заменил традиционный коллективизм семейной жизни. В целом, личные семейные отношения и воспитание детей приобрели приоритет над всеми остальными функциями семьи и над профессиональными ориентациями супругов; семья стала местом, где, происходит главным образом восстановление физических и духовных сил и психологическая реабилитация человека. Однако связь семьи с экономикой, обществом, политикой, культурой и образованием не исчезла — она стала более сложной, многообразной, опосредованной, приобрела новые, современные формы. Семья по-прежнему воспроизводит граждан по своему образцу и подобию. Общество по-прежнему внимательно следит за тем, что происходит в семье, и координирует усилия семьи и различных общественных организаций по воспроизводству молодого поколения, причем такого качества, которое отвечает постоянно изменяющимся общественным потребностям.
В работах ведущих российских исследователей семьи, в основном, преобладают две парадигмы: «модернизации семьи» и «кризиса семьи», которые предполагают различия в понимании целей и направлений семейной политики в современной России,
Различия парадигм основаны на противоположной оценке происходящих изменений в институте семьи: перехода от патриархальной к эгалитарной семье, трансформации семейных ценностей, нивелированию общественного идеала счастливой семейной жизни, доминированию психологии индивидуализма. Ими предлагаются различные методы реализации семейной политики, сутью которых выступает или государственный патернализм, основанный на возрождении традиций многодетной полной семьи, или свободное развитие каждой семьи, спирающееся на новое равновесие личности, семьи и общества. Мнения обеих сторон можно считать вполне обоснованными и аргументированными. Реальность современной России такова, что семейные отношения изменились под влиянием новых социально-экономических и политических преобразований, социокультурных факторов. В развитии направлений современной семейной политики важно использовать положительный потенциал, заложенный в обеих парадигмах.
Так как же определить относительно новые формы организации семейной жизни в России – модернизацией или кризисом?
«Гражданский брак» (сразу оговоримся, что это — не официальный термин, поскольку Семейный кодекс РФ его просто-напросто не знает. А раз закон не упоминает, то явления как бы и нет…).
Заметим, что в большинстве стран Запада проблема гражданского брака вообще отсутствует. В законодательстве многих европейских стран фактическое проживание мужчины и женщины является заключением брака, и регистрация, которую проводят зачастую лишь религиозные организации, рассматривается исключительно как дань традиции.
Там гражданский брак – понятие правовое. В Штатах женщина, оказавшая в подобной ситуации, может подать иск о признании сожительства браком. Доказав факты длительного совместного проживания, появления вместе на людях, половых отношений, она получает права законной жены. В США весьма популярны договоры при совместной жизни до брака.
В Скандинавии гражданские супруги приравнены в своих правах к зарегистрированным и могут рассчитывать на долю имущества при «разводе» [1, с.19].
В России же незарегистрированные фактические сожительства, называемые «гражданским браком», являются по своей сути совместным проживанием партнеров на основе взаимной договоренности, не предполагающим каких-либо взаимных обязательств в случае расставания.
Считать подобную договоренность модернизацией институт можно, но лишь при условии, что партнеры в установленном законом порядке оформляют имущественное соглашение [2], оговаривающее все финансовые вопросы. Полагаем, что подобная практика будет способствовать досудебному урегулирования имущественных споров между партнерами, расширению пределов защиты прав и интересов детей, рожденных в «гражданском браке», а также защите имущественных интересов одного из партнеров в случае смерти или признания судом безвестно отсутствующим другого партнера.
Однако, на наш взгляд, гражданский брак является следствием кризиса брачно-семейных отношений в современной России. Обосновать это положение можно следующим образом:
негативное понятие «сожительство» подменяется легитимным термином «гражданский брак»;
со стороны общества выявляется тенденция вывести личную жизнь индивида из-под контроля государства;
отчетливо выделяется гендерный аспект в понимании «гражданского брака» современной России. Мужчины и женщины позиционируют «гражданский брак» с разных сторон, мнения о достоинствах и недостатках «гражданского брака» четко коррелируются с половой принадлежностью актора.
В современном обществе «гражданский брак» занимает промежуточное положение в иерархии интимно-брачных отношений: сожительство – «гражданский брак» – официальный брак. Именно в таком порядке нарастает серьезность связей между людьми, где на каждом этапе происходит усложнение системы взаимоотношений, приобретаются новые качества и ранее отсутствующие в отношениях компоненты. В целом, поддерживая официальный брак, общество не возражает против легитимации «гражданского брака». Выбор человеком ориентации на официальный или «гражданский брак» во многом определяется иерархией его ценностей. Преобладание психологических и интимных потребностей соответствует желанию создать «гражданский брак», преобладание социальных и экономических – подталкивает человека зарегистрировать брачные отношения [3, 160].
На наш взгляд, распространение «гражданского брака» влечет за собой реальную угрозу обществу, поскольку сужает социальные функции семьи, значительно уменьшая ее репродуктивные возможности. В условиях демографического спада распространение «гражданского брака» усугубляет и без того сложные проблемы воспроизводства общества.
По данным социологических исследований брак уже не представляет собой для мужчины и женщины ни социальную, ни правовую значимость, все большее число опрошенных отдают предпочтение так называемой «гостевой форме» брака.
Гостевой брак (еще его называют экстерриториальным) — это узаконенный союз двух людей, которые живут порознь, но если кто-то хочет увидеть свою вторую половину, то приходит к ней в гости.
В современном мире с его технологиями и высокоскоростным интернетом, знакомствами в сети и виртуальными романами, гостевой брак становится наиболее оптимальным вариантом для людей, живущих в разных городах и даже странах.
Ведь не все после такого знакомства и общения могут позволить себе бросить родных, работу, бизнес и привычный образ жизни. Поэтому они выбирают гостевой брак, видятся на выходных и счастливы, любя и периодически встречаясь.
Как ни странно, но такие браки отличает прочность, и они длятся на протяжении многих лет. Возможно, это происходит по причине того, что между супругами не стоят так остро вопросы быта, нет обязательного «мельтешения» перед глазами друг у друга, каждый имеет определенную свободу действий и т.д.
Однако, на наш взгляд, в России данная модель не является стойко жизнеспособной, поскольку нормально функционировать может исключительно в благоприятных экономических и социальных условиях (его участники – физически здоровые, материально обеспеченные и социально успешные люди).
Уже одно это свидетельствует о том, что гостевой брак не станет той основой, которая сплачивает людей в процессе преодоления трудностей. Более того: согласно данным статистики, гостевой брак не переносит даже незначительных испытаний (болезни, временные финансовые трудности, потеря жилья и т.д.).
Отношения в гостевом браке, основаны на законном сексуальном удовлетворении, и потому они автоматически прекращаются, если исчезает или даже ухудшается качество этого самого удовлетворения (ведь никто никому ничего не должен).
Родившихся в гостевых браках детей растит мама. Именно на нее ложатся все заботы по уходу и воспитанию, которые в обычной семье делятся поровну.
Часто вопрос о гостевом браке ставит мужчина, желающий обладать женщиной без обязательств.
Таким образом, можно сделать вывод, что гостевой брак – это промежуточный этап отношений. Пик подобных браков приходится на 30—40 лет, т. е. выбор таких отношений вполне осознанный. Фактически гостевой брак является симулятором, что отрицательным образом влияет на имидж семьи в глазах подрастающего поколения.
Следовательно, каким бы ни был брак — «гражданским», «гостевым» или «традиционным» — на сегодняшний день он является лишь отголоском социальных клише, которые толкают людей на брак как некую защиту, способ избавления от одиночества, которое давит и является поводом для упрека со стороны окружающих. Ведь нередко один только статус замужней женщины сам по себе будто дает карт-бланш – ты замужем, значит, жизнь сложилась, а какой у тебя муж –– это не так важно, главное, что он есть.
Как бы быстро ни развивалась карьера, как бы много ни было планов, надежд, амбиций, какими бы ни были мы осовремененными и во всем смыслах продвинутыми и не затуманенными предрассудками, еще слишком прочно в нас зафиксирован образ семьи, которая торжественно именуется «семь Я». Той, где привычно жить в квартире тремя поколениями, толкаться на тесной кухне, ругаться, бить посуду, а потом мириться за чашкой индийского чая с тортиком. И если схема такой семьи поддерживалась годами и десятилетиями, то теперь желание избежать беспорядка в доме и нежелание тратить время на бытовую заботу (готовку, стирку, уборку) о другом человеке намного сильнее желания быть с этим самым человеком.
Что ж, это объяснение выглядит весьма логично, и, главное, содержит модное нынче осуждение естественного желания человека сохранить свою индивидуальность и личное пространство. Но, как бы соблазнительно ни выглядела идея объяснить все одной-единственной причиной индивидуализации и «эгоизации» общества, на самом деле все немного сложнее.
Сейчас все больше самостоятельных сильных женщин, которые вполне способны прокормить себя без помощи мужчины и большинство из них уже не готовы променять это ощущение самодостаточности и контроля над своей жизнью на кухонное рабство. По мнению социологов, «гостевой» и «гражданский» брак в этом смысле становится для женщины способом сохранить равенство и не вкладывать непропорционально много сил в то, что считается типично женскими обязанностями. Все просто — нет официальной совместной жизни, нет официальных совместных обязательств, нет проблем.
Также, по нашему мнению, распространение «гостевых» и «гражданских» браков — это в том числе и следствие того, что в ХХ веке разводы стали нормой, и значительный процент людей в нашем поколении — это дети разведенных родителей, которые недоверчиво относятся к традиционному институту брака. Они боятся отношений и привязанностей и неохотно берут на себя обязательства.
Интересно, что, согласно исследованиям, гостевой и гражданский браки не являются особенностью какой-то определенной социальной группы: такой вид отношений встречается практически во всех слоях общества и во всех возрастных категориях. Довольно часто на них решаются разведенные люди — иногда из-за негативного опыта совместной жизни, иногда из-за того, что не хотят травмировать детей, заставляя их принять мачеху или отчима.
В настоящее время изменение традиционно-консервативных положений семейного права, в частности, юридическое признание внебрачных союзов, следует расценивать как вынужденную меру, обусловленную необходимостью приведения законодательства в соответствие с современной реальностью. Ведь всё-таки некоторые фактические семейные состояния уже входят в предмет правового регулирования, несмотря на отсутствие должной их фиксации, например, незаконное рождение, фактическое воспитание. Время меняет позиции и вносит соответствующие коррективы.
И напоследок – немного статистики.
Среди девушек сохраняется стойкая ориентация на юридический брак, так ответили 80,2% от числа опрошенных студенток 1-5 курсов дневного и заочного отделений юридического факультета Калининградского филиала МФЮА в период с 01.09.2014 г. по 01.10.2014 г. (всего было опрошено 150 человек в возрасте 17-25 лет).
Но при этом следует отметить, что за последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение представительниц слабого пола, перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие. Преобладающее число опрошенных девушек (98%) допускают добрачный сексуальный опыт.
Обращает на себя внимание то факт, что более 20% девушек не смогли обосновать необходимость сексуального опыта. Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи кардинально отличается от установок представителей старшего поколения, но все же не следует это рассматривать как всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей, падение нравов. Большинство девушек добрачный сексуальный опыт рассматривают как способ определение сексуальной совместимости
Интересным представляются предпочитаемые мотивы вступления в брак у молодых девушек. Ранжировка мотивов вступления в брак:
1. Любовь
2. Желание создать семейный очаг и иметь детей
3. Беременность
4. Самостоятельность от родителей
5. Расчет
Анализируя данные результаты, можно сказать, что, несмотря ни на что, современные девушки, в качестве основного мотива создания семьи, все же ориентируются на любовь и желание создать семейный очаг и иметь детей. Этот факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества в целом.
На наш взгляд, можно сделать вывод, что многие браки с самого начала приходят в расстройство из-за самой их цели. Символический акт бракосочетания для каждого имеет свое особое значение, но, прежде всего, это соглашение, которое связывает людей на всю жизнь. Поскольку в России институт добрачного соглашения не развит должным образом (не сказать вовсе не развит) супруги начиняют по-новому реагировать друг на друга. Иногда они чувствуют себя попавшими в западню и начинают разыгрывать возмущение, ссорясь между собой по поводу авторитета; также они считают, что свободны «быть самими собой» и ведут себя неожиданным образом по отношению друг к другу.
Подытоживая, отметим, что, хотя такие формы брака, как гостевой и гражданский и занимает прочные позиции в нашем обществе, перспективы их признания как правовых институтов весьма и весьма туманны. И здесь играют роль многие причины. Во-первых, позиция церкви, которая резко выступает против «гражданского брака», во-вторых, печальная статистика, фиксирующая рост числа детей, оставленных родителями, и одиноких матерей, что, кстати, не улучшает экономическое положение государства, вынужденного тратить дополнительные ресурсы на открытие и содержание детских домов и матерей-одиночек. И ссылки на западный опыт здесь вряд ли пройдут, потому что европейское право знает даже не «гражданский брак» как сожительство, а просто признает имущество, нажитое фактическими (незарегистрированными) супругами, общим, совместным. Вот по такому же пути, скорее всего, пойдет и российский законодатель. Но когда и как – покажет время.
[1] См.: Борминская Д. Новые тенденции в развитии семейного права: внебрачные союзы на примере отдельных европейских стран // Семейное и жилищное право. 2007. № 2. С. 19.
[2] Договор о совместной жизни (pacte civil de solidarite) в некоторых источниках переводят как «пакт гражданской солидарности».
[3] См., например: Короткова Л.П., Вихров А.П. Семья – только в рамках закона // Правоведение. 1994. № 5–6. С. 160.