Потребительское право
На сегодняшний день вопросы правового регулирования прав потребителей в РФ и их защиты являются достаточно актуальными. Объясняется это тем, что в последние годы возрастает объем дел, рассматриваемых судами, о защите прав потребителей.
. Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В своей речи в Конгрессе США Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя: на информацию, на безопасность, на выбор, право быть услышанным, на возмещение ущерба, право на потребительское образование. Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International – CI) дополнила данный перечень двумя правами: на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.
Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран, в частности в Российской Федерации такой закон был принят 7 февраля 1992 года. Нормы данного закона носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей. В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей».
На наш взгляд, проблема развития законодательства по защите прав потребителей заключается в том, что Россия перешла на этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась целостная система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей. Именно в этот период больше всего уязвим потребитель, и поэтому он нуждается в усиленной защите государства. Хотелось бы остановиться на отдельных проблемах действующего законодательства. Несмотря на то, что в ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением закона, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, единая комплексная система обеспечения контроля и надзора отсутствует. Масштабы эффективности государственного контроля и надзора совершенно не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей; высокая доля неформальной экономики на потребительском рынке, которая по разным оценкам достигает от 40 % до 60 %, негативно влияет на обеспечение прав потребителей и их защиту в рамках правового и экономического поля; отмена лицензирования, обязательной сертификации предприятий торговли и услуг без соответствующей компенсации другими формами гарантий безопасности также негативно отражается на защите прав потребителей; малое количество действующих общественных организаций; незнание потребителей своих прав, гарантий и способов защиты; недостаточная информированность граждан о качестве товара.
В связи с вышеупомянутым считаем целесообразным предложить некоторые пути совершенствования законодательства по защите прав потребителей:
– необходимо активно развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей;
– вернуть обязательную сертификацию и лицензирование предприятий торговли и услуг;
– развивать систему страхования рисков от реализации (потребления) некачественной продукции (услуг);
– повышать финансовую грамотность населения, которая порождает серьезную проблему в современной России, посредством освещения проблем в СМИ и разъяснения потребителям их прав. Необходимо, чтобы покупатель получал достоверную информацию о качестве товара;
– стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг;
– проведение независимых потребительских экспертиз;
– поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей.
Одним из методов усиления защиты прав потребителей Роспотрбенадзор видит во внесении в КоАП РФ изменения в части определения дополнительных составов административных правонарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (т.к. КоАП РФ не выделяет специальной главы, посвященной защите прав потребителей. Это порождает споры и противоречия как в правоприменительной деятельности, так и в судебной практике), а также повышения размеров соответствующих штрафных санкций, как минимум, за нарушения, влекущие реальное причинение (угрозу причинения) вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей в связи с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Если говорить о законодательстве других стран, то в США «потребителезащитными» называют федеральный Закон об охране кредитования потребителей – Consumer Credit Protection Act (1968 г.) и предложенный для принятия штатами Единообразный кодекс кредитования потребителей – Uniform Consumer Credit Code (UCCC). В Австралии закон о торговой практике (1974 г.) предусматривает защиту потребителей наряду с мерами по ограничению конкуренции и борьбой с недобросовестной конкуренцией.
Одним из наиболее поздних является испанский закон 1984 г. о защите потребителей и пользователей. О защите потребителей говорится как в специальных законах, так и в законах, посвященных конкретным видам обслуживания населения. При этом часто защиту потребителя связывают с формулярным правом, исходящими от монополий Общими условиями сделок, экономической преступностью и другими приемами недобросовестной конкуренции. Это лишний раз подтверждает, что сама проблема защиты потребителя коренится в условиях функционирования рыночной экономики.
В организационно-практическом плане теория защиты потребителя находит опору в создании многочисленных обществ потребителей и соответствующих административных органов. Например, в Палате представителей Конгресса США существует подкомиссия по защите потребителей. В Англии есть Министерство по вопросам цен и защите потребителей, а в ФРГ – Совет потребителей в Федеральном министерстве экономики и самодеятельные союзы потребителей. Аналогичные органы имеются во Франции, Японии и других странах.
В некоторых странах в комплексных законах регламентируются все стороны защиты потребителей. Примером может служить мексиканский закон о защите потребителей 1975 г.: он содержит многочисленные предписания (о рекламе, гарантиях, информационных обязанностях и ответственности предприятий, кредитных учреждений и служб наружных (входных) дверей), предоставляет исполнительной власти широкие полномочия (в том числе по установлению цен на потребительские товары) и учреждает должность федерального адвоката потребителей (который должен охранять интересы потребителей и для этого наделяется большими правами), а также Национальный институт потребителей, задачей которого является обеспечение информацией и образование потребителей.
Само собой разумеется, проблема защиты потребителей была вынесена за национальные рамки: в ЕЭС учрежден Консультативный комитет потребителей Комиссии Общего рынка. Общества потребителей, как правило, развиваются при участии профсоюзов. Таким образом, широко рекламируемая на Западе теория защиты потребителя сводится к идее охраны потребителя-покупателя, кредитополучателя, страхователя, пассажира, обучаемого или туриста в конкурентной борьбе компаний за прибыли. Самым эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, на наш взгляд, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. И все же главное не в том, чтобы усиленно заботиться о создании и функционировании такой системы, а в том, чтобы помнить о ценности клиента, необходимости уважения к нему и реализовывать эти идеи постоянно в ходе ежедневного общения с покупателями и решения их проблем.