Защита прав потребителей

Правила и особенности реализации товаров по договору купли-продажи

Мы, не подозревая об этом, ежедневно сталкиваемся с офертой, зачастую принимаем ее, что влечет за собой негативные последствия. Однако на практике факт причинения убытков и их размер доказать достаточно сложно.

Ведь, к сожалению, далеко не всегда проблемы, возникающие в процессе исполнения договоров, решаются путем переговоров и заключенный договор становится предметом рассмотрения дела в суде. И именно на данной стадии, стадии судебного разбирательства, возникает вопрос о согласовании существенных условий договора. Наиболее часто разногласия возникают в отношении размера штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

В юридической практике различают следующие виды оферты: публичная и непубличная, твердая и свободная.

Публичной офертой (предусмотрено ст. 437 ГК РФ) признается предложение товара или услуги неопределенному и неограниченному кругу лиц, содержащее описание товара или услуги, цену и условия передачи товара или оказания услуги.

На сегодняшний день, наверное, самым ярким примером публичной оферты являются предложения интернет-магазинов, где на сайте присутствует описание каждого товара, цена, способы оплаты, сроки и условия доставки.

Также публичной офертой может быть реклама товара или услуги в любых средствах массовой информации, но при условии, что она содержит все конкретные и достаточные условия для заключения договора. Однако в большинстве случаев реклама призвана представить потенциальным покупателям товар или услугу в выгодном свете и обратить внимание на их отличия от аналогичной продукции. В отличие от оферты она не преследует цели сообщить потенциальному контрагенту существенные условия будущего договора.

Непубличной офертой обычно называется предложение товара или услуги конкретному лицу либо ограниченному кругу лиц. В качестве примера непубличной оферты можно привести выставление счета на оплату работы, услуги или товара. В счете всегда присутствуют такие обязательные реквизиты, как наименование и количество товара (услуги), цена за единицу, общая сумма, подлежащая оплате, а также банковские реквизиты для оплаты.

Твердая оферта предлагается продавцом одному конкретному потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершенной, если за этот срок последует акцепт (согласие) покупателя принять условия оферты.

Как правило, срок оферты зависит от спроса на рынке предлагаемого товара – чем больше спрос, тем короче срок действия оферты.

Свободная оферта адресуется сразу нескольким покупателям и используется продавцом для мониторинга рынка.

В оферте выражается волеизъявление только одной стороны, направившей счет, коммерческое предложение или проект договора, а для заключения договора, согласно статье 432 Гражданского кодекса, требуется волеизъявление обеих сторон. Именно поэтому решающее значение для заключения сделки имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор, которое в юридической практике называется акцептом.

Лицо, направившее оферту, связывается обязательством безоговорочно исполнить обязательство, указанное в оферте, любому акцептовавшему ее лицу (п. 2 ст. 435 ГК РФ) и автоматически становится стороной в договорном обязательстве.

Обязанность заключить договор и исполнить все свои обязательства, изложенные в оферте, наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом. С этого момента указанное лицо должно соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом оферты.

Если лицо, направившее оферту, отказывается от заключения договора, то оно несет ответственность в соответствии с главой 25 «Ответственность за нарушение обязательств» Кодекса. Например, за неисполнение денежного обязательства статьей 395 Гражданского кодекса РФ установлена законная неустойка в виде процентов за пользование чужими денежными средствами. Если размер убытков, причиненных акцептанту, превышает сумму процентов, он вправе требовать от оферента возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

На профессиональном языке все это звучит достаточно сложно. А ведь столкнуться со сложностями, возникающими в этой сфере может каждый из нас. Даже при покупке такой, казалось бы, безобидной вещи, как палетка с тенями…

3 комментария

  • Lriananmg

    Большое спасибо автору публикации! Много нужного у Вас на сайте. Добавил в избранное теперь буду чаще заходить.

  • Lis

    Часто на рекламных листовках стала появляться фраза: «не является офертой». Это из-за того, что сам текст договора не напечатан?

    • Эльвира Жан

      На этот вопрос отвечу, держа в руках Гражданский кодекс:
      Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
      1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
      Фраза «не является офертой» на рекламных листовках и плакатах служит для того, чтобы исключить недопонимание и связанные с ним в дальнейшем разбирательства с потребителем. Ведь потребитель — никто иной, как обиженный покупатель.

Добавить комментарий для Эльвира Жан Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *