О необходимости законодательного закрепления обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак
Рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте Российской Федерации была подготовлена Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [1]. Аналитическим отделом Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» [6] был проведён анализ общественного проекта Концепции государственной семейной политики (далее «Концепция»). В ходе изучения Концепции была выявлена насущная потребность во внесении предложений по изменению текущего законодательства, необходимых для приведения некоторых законодательных актов в соответствие с международными нормами, а так же Конституцией Российской Федерации.
Однако, ни в Концепции, ни на уровне общественных организаций не поднимался вопрос о внесении изменений в п.2 ст.15 Семейного кодекса РФ.
Для лиц, вступающих в брак, не просто важно, а необходимо знать о состоянии здоровья друг друга.
Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям, самые распространенные из которых — заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка.
В 2014 году только в Калининградской области умерли 98 детей в возрасте до 1 года, в том числе 85 младенцев – в городской местности, 13 – в селах. При этом количество младенческих смертей в городах в 2014 году на 57,4% превысило показатели 2013 года [7]. Рост показателя статистика объясняет учащением врожденных аномалий и состояний, возникающих в перинатальный период [8].
Данные статистики подтверждают: беременность не должна стать случайным, а тем более «односторонним» событием.
Ст. 15 Семейного кодекса предусматривает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Однако, из смысла ст. 41 Конституции РФ [2] и ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан следует, что медицинские услуги по проведению обследования и консультаций могут предоставляться лицам, вступающим в брак, также и учреждениями частной системы здравоохранения, но не безвозмездно, а за плату. Не определен также объем проводимых исследований. В совокупности эти обстоятельства приводят к тому, что медицинское обследование лиц, вступающих в брак, носит на сегодняшний день сугубо добровольный характер и не является решающим фактором при принятии решения о вступлении в брак.
Кроме того, в ст. 15 Семейного кодекса установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании.
Необходимость получения согласия лица, прошедшего обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о результатах медицинского обследования является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях.
Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, что предусматривается и ст. 31, 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [3].
Однако при таком коллизионном решении проблемы права будущего супруга оказываются абсолютно незащищенными.
Если сокрытие одним из супругов факта наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания хотя бы рассматривается СК РФ в качестве основания для признания брака недействительным, то иным тяжелым формам патологии, влекущим вероятность рождения у супругов отягощенного ею потомства, неспособности иметь детей вовсе, наличию туберкулеза, эпилепсии, диабета не уделяется абсолютно никакого юридического внимания. В этом отношении усматривается несовершенство редакции ст. 15 СК РФ. В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость внесения соответствующих коррекционных дополнений в действующее семейное законодательство с целью не только нормативного гарантирования биологической защиты брака, но и предупреждения заключения «неблагоприятных» браков с точки зрения генетики.
Установка в законе обязательности добрачного обследования ни в коей мере не ущемит правосубъективности граждан, но обеспечит возможность предусмотреть негативные последствия брака в связи с состоянием здоровья избранника.
В ряде стран Европы и Азии добрачное медицинское обследование является обязательной процедурой, без которой в органах регистрации гражданского состояния даже не примут заявления. В частности, данная процедура является обязательной согласно ст. 63 Гражданского кодекса Франции [4], хотя результаты медицинского обследования фактически не могут служить препятствием для вступления в брак. Законодательство ряда штатов США также устанавливает обязательность медицинского освидетельствования будущих супругов с целью предупреждения заключения брака с лицом, страдающим хронической болезнью . Правительство Украины, например, еще в 2002 г. приняло Постановление «О мерах по реализации концепции безопасного материнства на 2002–2005 гг.», в котором закрепило обязательность медицинского обследования для лиц, подавших заявление о вступлении в брак [5].
В Республике Болгария, например, после подачи заявления о регистрации брака жениху и невесте следует заполнить специальные книжки для обхода врачей, куда заносятся следующие сведения: 1)анализ на СПИД и Вассерман, осмотр кожвенерологом, 2) флюрография, 3) психиатр.
За посещение врачей граждане Болгарии платят номинальную сумму (в пределах 5 лев), иностранные граждане – около 150 лев. Заполненные книжки предъявляются личному врачу, который регистрирует результаты и ставит последний штамп.
На сегодняшний день в России разработаны различные программы выявления наследственных болезней, предупреждения рождения детей в семьях, так называемых, групп риска. Однако обследуются в них супруги, уже создавшие семью, и, как правило, уже после наступления беременности жены. В результате распространенность наследственной патологии в последнее десятилетие существенно увеличилась.
Вполне очевидным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что осведомленность о состоянии здоровья партнера, скрывшего при вступлении в брак наличие у него тяжелой патологии, влекущей вероятность рождения отягощенного ею же потомства, неспособность к деторождению, наличие туберкулеза, диабета, гемофилии и ряда иных заболеваний, может существенно повлиять на формирование воли другого партнера при вступлении в брак и, как следствие, на стабильность брака.
В результате складывается парадоксальная ситуация: любая сделка, даже близко не сравнимая по своей значимости с браком, заключенная под влиянием принуждения или обмана, может быть признана недействительной с наступлением ответственности недобросовестного контрагента. Супруг же, скрывший наличие у него туберкулеза, алкоголизма, неспособности к деторождению или иной патологии, ответственности не несет. Брак с ним может быть расторгнут в общем порядке.
Необходимо отметить, что согласно мировому опыту даже наличие тяжелого лечимого заболевания, неспособности к деторождению не лишает лицо брачной правосубъектности, а лишь предполагает заблаговременное уведомление об этом партнера.
Обязательность медицинского обследования лиц, вступающих в брак, закрепленная в ст.15 СК РФ, на наш взгляд, станет действенным средством разрешения двух проблем одновременно. Во-первых, – это сокращение распространения ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и иных форм патологий в рамках брачного союза и сопряженных с ним состояний, а во-вторых, превентивным способом решается проблема нарушения одного из условий заключения брака (вследствие неосведомленности партнеров о состоянии здоровья друг друга), которая потенциально могла бы повлечь заражение добросовестного/неосведомленного супруга тяжелым и неизлечимым заболеванием.
Список источников:
1. Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
3.»Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011)
4.»Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона)» от 21.03.1804 (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011)
5. Семейный кодекс Украины (с изменениями от 14.10.2014)
6. http://r-v-s.su/nashe-soprotivlenie
7. http://ruwest.ru/news/32870/?sphrase_id=55000176
8. http://rugrad.eu/public_news/720666/